30 апреля, 2019
Губерлинские легенды: плита на царской дороге
Описание:
Топонимические легенды – жанр устной народной несказочной прозы, изначально имеющий установку на достоверность, и объясняющий происхождение названий населенных пунктов или других географических объектов, а также храмов, монастырей и достопримечательностей. Главными героями таких преданий становились исторические личности, для Оренбургской области наиболее часто употребительным было имя Емельяна Пугачева. Данный жанр является ярким примером «народной этимологии», благодаря чему имеет немалую популярность в среде людей, далеких от понимания основ ономастики и топонимики.
Неспокойным было время в XVIII-XIX веках. Много исторических событий оставили свой след едва ли не на каждом клочке нашей большой страны. И тем более удивительными кажутся события, которые с каждым днем все больше и больше удаляются от нас, но которые происходили на нашей земле, в таких небольших поселениях, коим является сейчас Казачья Губерля.
Чтобы «путь в Азию открыть» в 30-е годы XVIII столетия началось освоение Оренбуржья. Тогда на границе нашей земли, которую то и дело осаждали кочевые племена, в степи выросла череда казачьих крепостей. Среди них была и крепость Губерлинская, основанная в 1736 году.
Безусловно, одной из самых великих страниц в истории этой крепости стало нашествие Емельяна Пугачева в 1774 году. Благодаря сохранившимся до наших дней церковно-архивным данным можно представить духовную, материальную и служебную картину жителей Губерлинской крепости со времени пугачевского бунта до 1896 года. Посредством отчетов священнослужителей можно представить, как проходила жизнь и служба казаков того времени, как они относились к обрядам и религии. К примеру, ясно просматривается древняя тактика местного казачества покидать село вместе с семьями и имуществом в случае неминуемой военной угрозы превосходящего по силе противника и уходить в глухие горы и леса. Когда Емеля Пугачев с повстанцами нес беду и разорение, двигаясь через Ильинскую и Губерлинскую крепости, жители этих сел покинули свои жилища и ушли далеко в глушь. Затем, когда угроза миновала, казаки вынужденно поселились в Верхне-Озерной крепости. Первоначально построенная крепость Губерлинская имела положение на правой пограничной линии реки Урал, которая повстанцами была полностью сожжена и разграблена. Не осталось ничего и от церкви и дворов. Поэтому с 1774 года казаки Губерлинской крепости, проживая в Верхне-Озерной крепости, несли службу на данном участке границы в виде выездных нарядов. В 1781 году по приказу высшего командования капитан Лихачев со своей командой приступил к строительству новой Губерлинской крепости на другом месте – между реками Губерля и Чебокла, где она находится и сейчас. По мере строительства казаки стали возвращаться на свои земли из Верхне-Озерной крепости.
В 1805 году для формирования полноценной качачьей станицы в Губерлинскую крепость была переселена часть казаков с семьями из Чебаркульской крепости Троицкого уезда. С той поры жизнь в поселке обустроилась и потекла по старинным обычаям.
Лица, имеющие отношение к ОНН:
Литвинова Елена Владимировна (Заведующая Казачье-Губерлинским КД),
Бунина Наталья Владимировна (журналист газеты «Гайская новь»)
Место бытования ОНН:
Российская Федерация, Оренбургская область, Гайский городской округ, п. Казачья Губерля.
Формы жанровых направлений ОНН:
Устное народное творчество.
ОНН зарегистрирован: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,
Номер: ORN256
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Сведения об особенностях ОНН:
Описание:
Первая история о плите
Села Губрлинского поссовета богаты своей историей. Сколько интересного можно здесь найти! Ведь именно здесь берет начало знаменитая оренбургская паутинка, по горам гуляют козочки, которые дают этот изумительно теплый тонкий пух. Близ Казачьей Губерли протекает царский родник, на котором останавливался в свое время император Николай II. А дорогу, по которой он ехал, называют теперь царской. Знаменитый писатель Тарас Шевченко проходил через губерлинскую крепость по пути на службу и на каторгу… Историй здесь много. Все они – наше богатство, наше наследие, с которым расстаться невозможно.
А недавно нам рассказали еще одну историю. Грустную, но душевную. В начале XIX века, году то ли в 1810, то ли в 1812, в Губерлинской крепости останавливался со своим полком штабс-капитан. Его супруга была на сносях. Потому он оставил ее здесь, а сам проследовал к месту службы. Пока он отсутствовал, пришло время родин. Увы, и жена, и малютка дочь не пережили тяжелых родов. Приехав за ними, штабс-капитан нашел только два холмика на местном кладбище. Тогда он заказал две надгробных плиты: жене – побольше, а малютке дочери – поменьше. На этих плитах он написал свои прощальные слова…
Прошли века. В наши дни маленькая плита вдруг исчезла. Кому она понадобилась и главное – зачем? Древнее кладбище стала огибать дорога, по которой сельчане ходили встречать скот с пастбища. К сожалению, люди не все и не всегда понимают историческую ценность той или иной вещи. Чтобы не допустить порчи древней могильной плиты начальник территориального отдела Ержан Утепбергенов перевез ее к обелиску воинам, погибшим в Великой Отечественной войне, что находится в центре села.
Вторая история о плите
Прочитав заметку «История о плите» в газете «Гайская новь» от 28 сентября 2018 года, жители села Казачья Губерля в скором времени собрались на сход граждан. В число обсуждаемых вопросов вошел и вопрос о возвращении могильной плиты, датированной 1810 годом, на ее законное место.
Разумеется, единогласно было решено провести необходимые работы. Территория старинного кладбища, которую местные жители уже давно прозвали могильным долом, буквально в считанные дни преобразилась. Положительный пример своим односельчанам показал начальник территориального отдела «Губерлинская сельская администрация» Ержан Утепбергенов. Несмотря на то, что сам он мусульманин, он своими руками соорудил металлический православный крест. Место, где изначально располагались два надгробия, облагородили и огородили металлической оградкой.
Эта деятельность, которую развил начальник территориального отдела, в скором времени привлекла интерес других людей. Постепенно к работам подключились индивидуальные предприниматели В.Н. Фролов и А.П. Литвинов, большую помощь оказал К.Б. Говорков. Мужчины своими силами переместили могильную плиту с территории села ( ранее большая плита во избежание ее повреждений была перенесена к обелиску воинам, погибшим в Великой Отечественной войне) на то место, где она находилась около 200 лет.
Примечательно, что молодые сельчане с интересом отнеслись к тому, что происходило на могильном доле. Оказывается, печальную историю неизвестного штабс-капитана знали не все.
— Знаете, очень любопытно было наблюдать, как слова действуют на людей, — отметил Ержан Утепбергенов, рассказывая о проделанной работе. — На глазах они менялись и, засучив рукава, принимались за работу. Оказывается, вокруг исчезновения этой плиты начали ходить самые разнообразные слухи! А она все это время располагалась в центре села. Но теперь, понимая, что они участвуют в восстановлении исторической справедливости, люди взглянули на этот вопрос совершенно иначе. Я благодарен всем своим землякам, принявшим участие в этой работе. Это, вне всякого сомнения, очень важно для нас и для наших будущих поколений.
Плита вернулась на место. Более того, теперь это место облагорожено. Уверены, эта красивая и печальная история станет легендой Губерлинских гор, которая привлечет не одно неравнодушное сердце. Будем надеяться, что наши заметки увидит кто-нибудь из тех, кто знает, куда исчезла маленькая могильная плита. Кстати, губерлинцы оградку старинной могилы сделали намеренно большего размера — оставили место в надежде на возвращение маленькой плиты. Очень хочется, чтобы эта надежда оправдалась.
Газета «Гайская новь», которая с большим интересом отнеслась к истории о плите, решила внести свою лепту в поиски и сделала запрос в Орский краеведческий музей с просьбой предоставить сведения о судьбе пропавшей маленькой надгробной плиты. Ответ директора музея М.В. Холиной был вскоре получен. Вот он:
«Орский краеведческий музей не располагает сведениями о местонахождении ни одной из указанных плит. Однако можем поделиться некоторыми подробностями событий 20-летней давности. Сотрудниками нашего музея проводилась разведывательная экспедиция по селам и деревням Восточного Оренбуржья с целью сбора информации по истории и этнографии края. На подъезде к с. Хмелевка ими была обнаружена большая каменная глыба, при ближайшем рассмотрении оказавшаяся надгробным камнем. Со слов местных жителей, это была плита с захоронения жены коменданта крепости и практически единственным, что сохранилось от старого кладбища, остальное было разобрано в качестве строительного материала.
Сотрудниками музея было принято решение забрать плиту с целью сохранения ее как важного объекта истории Оренбургского края. Однако вес этой надгробной плиты был настолько велик, что ее транспортировка могла быть произведена только с использованием специализированной техники. Ни самой техники, ни финансовых возможностей ее нанять у Орского краеведческого музея не было. Пришлось оставить ее на месте. Какова ее дальнейшая судьба и где находится вторая надгробная плита (поменьше), нам не известно».
Третья история о плите
Серия публикаций о могильной плите, расположенной на могильном доле села Казачья Губерля вызвал среди губерлинцев резонанс. И, как мы и рассчитывали, новые сведения о ней поступают уже от сельчан.
Так, к заведующей клубом Елене Владимировне Литвиновой, обратилась бывший учитель русского языка и литературы, директор школы села Казачья Губерля Валентина Игнатьевна Кузнецова. Она рассказала, что лет 40-50 назад вместе с детьми они посещали могильный дол. Тогда большая плита была в более хорошем состоянии, чем сейчас, и им всем вместе удалось прочитать ту надпись, которая выбита с торца плиты. Валентина Игнатьевна переписала эту надпись на листок и сохранила, за что ей безмерное спасибо.
Итак, надпись гласит: «Здесь покоится прах рабы божьей Марьи дочери соляного пристава регулярного советника Никифора Ячменёва с детьми — Николаем, Григорием, Петром и Алексеем, которая родилась 1782 года марта 28 дня и быв в замужестве за комендантом крепости Губерлинской штабс — капитаном Иваном Епанешниковым 8 лет 2 месяца и 14 дней скончалась 1810 года марта 27 дня, всего же жития её было 28 лет».
Итак, теперь мы знаем, кто покоится на могильном доле. Оказывается, это не просто могила, а семейный склеп. На наших глазах легенда о проезжем штабс-капитане разрушается и превращается в историю одной семьи. Мария Епанешникова не дожила до своего дня рождения всего один день. Надеемся, что эти сведения о могильной плите и семье Епанешниковых не последние. Очень хочется восстановить историческую справедливость, ведь события тех дней – наследие губерлинцев, несколько страниц из жизни их предков и еще одна прекрасная достопримечательность в копилке уникальных губерлинских сокровищ.
Сведения о действиях над/с ОНН:
Тип действия: Сохранение.
Принадлежность:
Этнокультурная принадлежность: русская, казачья
Ключевые слова:
Ключевые слова (осн.): легенда, казаки, Оренбургская область.
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиций: Непосредственная коммуникация.
Сведения о объекте:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Длительность празднования — Количество, объем: 1 день
Губерлинские легенды: плита на царской дороге