27 декабря, 2013
Сказ и быль об Оренбургском пуховом платке
Наименование ОНН: Сказ и быль об Оренбургском пуховом платке
Язык наименования: русский
Форма выражения ОНН: Легенды и предания о оренбургском пуховом платке
Современное место бытования ОНН: Российская Федерация, Оренбург, МОБУ «ООШ №3
Формы жанровых направлений ОНН:
ОНН зарегистрирован: ГБУК «ОМЦНТ», Номер: ORN048
Полное наименование: Областной методический центр народного творчества
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН:
ФИО: Аккикелов Арман Маратович, Баева Екатерина Николаевна
Тип ответственности: Носитель
Место работы/ Адрес: г. Оренбург
Организации, имеющие отношение к ОНН:
Наименование: г. Оренбург, МОБУ «ООШ №3
Описание:
Белой шалью расстилается степь, и невольно думаешь, что пуховый платок в Оренбуржье родился не только потому, что водятся пуховые козы. Из пуха могли вязать какие-нибудь другие предметы одежды. Но, видно, эти-то снежные равнины, крутые морозы и раздольные степные песни помогли вязальщицам найти форму и содержание своего рукоделия, язык, ритм его… Мне очень нравилось как моя бабушка вяжет красивые, кружевные платки-паутинки и мне захотелось узнать о том, кто их придумал, кто первым их связал. Прежде всего я расспросил бабушку и она рассказала, что за вязаньем часы просиживаешь. Я смотрел, как вяжет моя бабушка и замечал, что работа очень скрупулезная, а вот движение пальцев легкие и взгляд спокоен. Я постараюсь рассказать об истории этого ремесла. Для этого я пошел в библиотеку, мне дали книги, из которых я узнал много интересного. Мне понравились сказы об Оренбургском платке. Из книги Н.Р. Цибизова «Голубой городок». Это сборник и большинство здесь произведений- мотивы уральского фольклора, история многих сел, озер, а посвящается сборник простым людям: народным умельцам, охотникам, которые вступают в борьбу со злом и побеждают. Я взял два сказа из этого сборника «Сказ об Оренбургском платке» и «Сказ о мастерице Богунчихе». Очень интересна книга Н.Т. Струдзюмова «Оренбургские платошницы». Сборник рассказывает о людях, причастных к вязанию, о выделке Оренбургского платка. В книге говорится о разных видах вязания, о пухово вязальных местах Оренбургского края.
А вот книга «Оренбургский платок» И.С. Уханова рассказывает об истории ХVIII века и о знаменитом народным промысле. Я узнала, что первой начала вязать шаль Е.Д. Рычков – жена первого Оренбургского историка, первооткрывателя нашего края П.И Рычкова. В книге говорится об искусных мастерицах – вязальщицах прошлого века и наших современницах. И мне очень понравилось, как Уханов сказал о них: «Меня закрывает от старых нападок пуховый платок твоего снегопада…» А вот самое интересное в книге Аксакова «Детские годы Багрова внука» где есть описание пуховязания, начало обработки шерсти и о трудной жизни крепостных пуховщицах на примере девочек.
Оренбургский пуховый платок
Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из козьего пуха и основы (х/б, шелка или др.).
Оренбургский пуховый платок, наряду с тульским самоваром, матрешкой, хохломской росписью, гжелью, палехом, вологодскими кружевами, дымковской игрушкой, ростовской финифтью, уральским малахитом — один из символов России. Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае примерно 250 лет назад, ещё в XVIII веке. По другим данным, вязание пуховых шалей из козьего пуха коренным населением этих мест уже было до образования Оренбургской губернии. У его истоков стояли не только рукодельницы-пуховницы, но и ученые, исследователи, энтузиасты искусства. Первым, кто обратил свое внимание на оренбургские пуховые платки, был П.И. Рычков. В 1766 г. П.И. Рычков опубликовал исследование «Опыт о козьей шерсти», предлагая организовать пуховязальный промысел в крае. Впоследствии академик П. П. Пекарский, составил описание жизни Рычкова назвал его «создателем того кустарного промысла в Оренбургском казачьем войске, который кормит не одну тысячу народа уже второе столетие».
За пределами Оренбурга пуховые платки стали широко известны после заседания Вольного Экономического общества 20 января 1770 г. На этом заседании А. Д. Рычкова была награждена золотой медалью «в знак благодарности за оказанное усердие к обществу собиранием изделий из козьего пуха».
Оренбургские пуховые платки за рубежом были впервые представлены на Парижской международной выставке 1857 года. Тем самым Оренбургский платок вышел на международный уровень и получил там признание. В 1862 году на Лондонской выставке оренбургская казачка Ускова М. Н. получила медаль «За шали из козьего пуха».
Сказ об Оренбургском пуховом платке
Пух оренбургских коз — самый тонкий в мире: толщина пуха оренбургских коз — 16-18 мкм ангорских коз (мохер) — 22-24 мкм. Поэтому изделия из оренбургского пуха — шали и паутинки — особенно нежные и мягкие. Суровые морозные зимы со снегом и оренбургскими метелями — буранами, а также особенности питания оренбургских коз — растительность горных степей Урала — вот основные причины, почему порода оренбургских коз имеет такой тонкий пух. Вместе с тем, этот пух очень прочный — прочнее шерсти. Самое удивительное, что оренбургские козы разводятся только в Оренбургской области. Попытки французов в XIX веке вывезти из Поволжьяоренбургскую козу не удались: тонкий пух козам нужен для сохранения тепла, а мягкий климат Франции этому не способствовал. Оренбургские козы во Франции выродились, превратившись в обычных коз с грубым толстым пухом. В XVIII—XIX веках Франция импортировала десятки тысяч пудов оренбургского пуха, который ценился выше кашмирского. Западная Европа и сейчас много покупает оренбургского пуха.
Пика популярности оренбургские паутинки достигли на закате развития Российской империи. В это время в Англии начали изготавливаться изделия с пометкой «Имитация под Оренбург». Но и в наше время, за рубежом выходит не только множество заметок и статей в иностранных СМИ, но и публикуются целые книги об истории промысла и вязании Оренбургских пуховых изделий.
Правда о народно промысле пуховязальщиц
простой пуховый платок (шаль) — серые (редко белые) толстые теплые пуховые платки. Именно с изготовления шалей и начался оренбургский пуховязальный промысел. Наиболее теплый вид платка. Такие платки используются для повседневной носки.
паутинка — ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шелка. Не используются для повседневной носки. Используется в торжественных, праздничных случаях, так как схемы и приемы вязания намного сложнее, чем простого пухового платка. Обычно используется более чистая и мягкая шерсть, что удорожает изделие.
Палантин — тонкий шарф/накидка, по способу вязанию и применению аналогичен паутинке.
Паутинка и палантин — это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкие паутинки имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Лучшие тонкие паутинки вяжут в сёлах Жёлтое и Шишма Саракташского района. Такая паутинка украсит любое платье вне зависимости от фасона. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце. Впрочем, не каждое хорошее изделие обязательно соответствуют данным условиям, так как каждая мастерица прядет нить разной толщины, иной раз предпочитая более толстую нить тонкой. В качестве основы для паутинок используют шёлковую (реже —вискозную или хлопчатобумажную) нить, для шалей используют хлопчатобумажную (реже — лавсанную) нить. В паутинках обычно две трети пуха и одна треть шёлка.
Хороший платок ручной работы вяжут из сучёной пряжи: мастерица сначала прядёт плотную нить из козьего пуха, а затем напрядает её на шёлковую (хлопчатобумажную) нить-основу. Такой платок — паутинка или шаль — изначально не выглядит пушистым. Изделия начинают пушиться в процессе носки. Носится такой платок очень долго.
Успех пуховниц Оренбуржья
При вязании оренбургского пухового платка используется только натуральная пуховая нить и шелковая или хлопчатобумажная, для придания пуховому изделию прочности. Изначально оренбургские пуховые платки не пушистые, пуховые платки становятся мягкими и нежными в процессе носки.
Всем известно, что пух козы, из которого и изготавливается оренбургский пуховый платок обладает лечебными свойствами, это обусловлено его химическими и механическими особенностями:
• Гигроскопичность. Пух может поглощать до 35% влаги по отношению к собственной массе. В состав пуховых волокон входит 20 аминокислот, главные это те которые содержат серу — цестин, цистеин, метионин.
• Пух обладает очень низкой теплопроводностью, все тепло, которое вырабатывается нашим организмом, не рассеивается в окружающую среду. Пух обладает высокой растяжимостью, упругостью, пластичностью, мягкостью. Недаром говорят, что когда рука прикасается к козьему пуху, то она словно попадает в сливочное масло.
С чего начинается платок
По одному из преданий первые прибывшие на Урал русские переселенцы были удивлены легкому облачению калмыкских и казахских джигитов, скачущих по бескрайним степям бывшей Киргиз-кайсацкой Орды. Секрет противостояния лютым уральским морозам оказался необычен: в качестве подкладки под свои легкие одежды они использовали платки, сшитые из козьего пуха. Платки были сшиты без каких-либо узоров, выполняя лишь утилитарную функцию: сохранить тепло своему хозяину.
Такой подход к вязанию пуховых платков изменился, когда за дело взялись русские казачки, начавшие наносить узоры на пуховые изделия. Достаточно быстро такое новшество становилось все более распространенным, и оренбургские пуховые платки становились известными уже и за пределами региона. Необычайный пух оренбургских коз вместе с изумительными узорами завоевывали новых почитателей.
Настоящая слава к оренбургскому пуховому платку пришла в XIX веке. Деревенские рукодельницы стали получать международные награды. Интерес к региону возрос настолько, что заморские купцы приезжали в далекую российскую провинцию за пухом знаменитых коз. Иностранные компании пытались наладить производство в Европе и даже Южной Америке. За тысячи километров увозились козы, но удивительным было то, что уже через 2-3 года после переселения козы теряли свои лучшие свойства и приносили пух, мало отличающийся от пуха обычных коз. Только морозный уральский климат был хорош для оренбургских коз.
Отчаявшись заполучить оренбургских коз, иностранцы стали закупать пух из Оренбурга. Изделия были настолько знамениты, что одна из английских компаний, выпускавшая пуховые платки, делала на них пометку “имитация под Оренбург”.
В XX веке войны и железный занавес советского времени означали окончание эпохи мировой известности Оренбургского региона. Однако это не означало окончания развития пуховязального промысла. Одним из нововведений стало использование пуха как оренбургских, так и волгоградских коз. Пух волгоградских коз хорошо подходил для вязания белых платков, что оценили местные рукодельницы.
Из истории шалей и паутинок
Из рода в род передавались секреты мастерства, узоры платков. А ведь это вовсе не просто — связать платок! «Пасутся на степном приволье упрямые и своенравные с бесовскими глазами – Оренбургские пуховые козы. Нагуливают к суровой зиме теплую шубку. И вот – куделька и мастерица вяжет из клубка стальными спицами жаркий пушистый платок и тонкую паутинку. Дорог он, наш платок, но цена по работе». А цена дорогая. Об этом рассказал С.Т. Аксаков.
Аксаков «Детские годы багрова-внука»
В прошлом веке трудное дело было пуховязание. Об этом рассказывает С.Т Аксаков в «Детских годах Багрова внука». «Обыкновенно она сидела на своей кровати и пряла на самодельной прялке козий пух. Вокруг нее, поджав ноги, сидели множество дворовых девочек и выбирали волосья из клочков козьего пуха. Выбрав свой клочок девочка подавала его старой барыне, которая , посмотрев на свет и, не видя в пуху волос, клала в лукошечко, стоявшее возле нее. Если же выбрано было не чисто, то возвращала назад и бранила нерадивую девочку. Однажды крестьянская девочка подала ей свой клочок пуха, уже раз возвращенный назад, бабушка посмотрела на свет и увидя, что есть волосья, схватила одной рукой девочку за волосы, а другою вытащила из-под подушки ременную плетку и начала хлестать девочку… я убежал. И я потерял охоту сидеть с бабушкой, смотреть как прядет она на самопрялке и как выбирает девочки козий пух».
Предания мастериц
А еще вязальщицы передают предание об одной старой мастерице Богунчихе. Тоньше ее никто не прядет, красивее не вяжет. Но была Богунчиха тщеславной и корыстной, скрывала секреты своего мастерства. Никого не пускала домой. Так и жила гордой надеждой, что не только при жизни, но и после смерти останется непревзойденной мастерицей. Но однажды ей сказали, что в соседней деревне явилась молодая вязальщица и что платки ее не хуже. Помрачнела, закручинилась. Не поверив, сама поехала посмотреть на рукоделье молодой вязальщицы. А как поглядела, расхворалась от зависти. Вернулась домой, слегла, да больше не встала. А красивые платки, никому не завещанные, в сундуке мало-помалу моль поела. Пропали. Так ни от богунчихи, ни от ее платков ничего доброго в людской памяти не осталось.
Пуховязальные места
Пуховязальных производств в области – двадцать три. Им подчинены отделения – по пять–десять отделений в производстве. Через них комбинат охватывает примерно полтораста поселков старинных и недавно появившихся – рабочих больших сел и малых деревень.
Если посмотреть на карту области, на которой квадратиками помечены центры пуховязальных производств, то сразу заметишь, как густо эти квадратики разместились на некотором расстоянии восточнее Оренбурга. Это– Саракташский район. В нем сосредоточены четыре крупных пуховязальных производства, тогда как в других районах – лишь по одному, а то и ни одного. Как все дороги ведут в Рим, так все пути в поисках давних пуховых «гнездовий» приведут сюда. Черный Отрог, Саракташ, Желтое, Никитине – все эти старые села и есть центры нынешних пуховых «гнездовий». Они же – центры пуховязальных производств комбината. К югу от Саракташа располагаются другие старинные пуховязальные села – Воздвиженка, Черкассы, Петровское, Красногор, Студеницы, Новокульчумово, Первая Федоровка, Аблязово и так далее.
Мастерицы Саракташского района, можно сказать, – главная опора комбината. От них комбинат получает шестьдесят процентов общего числа первоклассных платков ручной выделки, присылаемых со всей области, и более трети всей продукции. Только в одном из четырех производств района – Саракташском – работает более тысячи человек, то есть восьмая часть комбинатских вязальщиц. Другое производство –желтинское – знаменито тем, что специализируется исключительно на вязке ажурных «паутинок». Сюда входят села: Желтое, Дубиновка, Чул-пан, Гипс Рудник, Донская, Юлгутла, Мухамедьярово, Новогафарово.
На запад от Саракташского района (то есть в сторону Оренбурга) располагаются также очень мощные пуховязальные производства – верхнечебеньковское, каменноозерное, пречистенское, оренбургское с центров в самом Оренбурге. Южнее находится беляевское.
Пуховязальные места густо располагаются именно здесь потому, что исстари выращивается в этих местах оренбургская коза, чей пух является ценнейшим. Неподалеку от Саракташского района, в Губерлинских горах, находится одно из самых мощных козоводческих хозяйств области – совхоз «Губерлинский». Местный козий пух издавна считался ценным по всей обширной Оренбургской области и в прилегающих к ней местностях.
На восток от Саракташского района располагаются Кувандыкское, Медногорское и орское производства.
Западнее Оренбурга находятся переволоцкое, сорочинское и бузулукское пуховязальные места.
Севернее Оренбурга – татарокаргалинское (охватывает Сакмарский и Октябрьский районы).
В последнее время промысел продвинулся далеко на восток, в целинные районы, где образовалось ясненское производство, и на крайний юго-запад области, где возникло илекское. Появившийся в недавние годы поселок Энергетик (ириклинского производства) стал внушительным поставщиком ажурных платков.
Песня об оренбургском платке
В этот вьюжный неласковый вечер
Когда снежная мгла вдоль дорог
Ты накинь дорогая на плечи
Оренбургский пуховый платок
Я его вечерами вязала
Для тебя моя добрая мать
Я готова тебе дорогая
Не платок даже сердце отдать
Чтобы ты в эту ночь не скорбела
Прогоню от окошка пургу
Сколько б я тебя мать не жалела
Все равно пред тобой я в долгу
Пусть буран все сильней свирепеет
Мы не пустим его на порог
И тебя моя мама согреет
Оренбургский пуховый платок
И тебя моя мама согреет
Оренбургский пуховый платок
Мечты о пуховом платке
«Мама… Да, пожалуй, никем не любим этот платок так, как русской матерью. Наверное, от того что похож на снежные поля России, а стало быть, к лицу россиянке. «Иной женщине он украинец, а для этой будто части ее самой»,- пишет Шербаненко. А вот строки из другого письма: «Славные мои подруги! Всех бы вас обняла и расцеловала, да жаль, что далеко находитесь. Вчера сын принес посылку с вашим платком. Покрыла я им голову и расплакалась от счастья. Вяжите их людям на радость. И все скажут вам спасибо. С уважением колхозница О.П Третьякова. На столе директора толстая папка с письмами. Роднит их содержание. Каждое трогает своей добротой. Ежемесячно фабрика получает более двух тысяч таких писем. И в каждом человеческая судьба.
— Порой начитаешься и наплачешься,- говорит Е.Ф Филатова,- к сожалению, платки по частным заказам высылаются как редкое исключение.
Вывод
Оренбургские пуховые платки не имеют себе равных по тонкости работы, оригинальности узора, красоте отделки и
способности сохранять тепло. Особым изяществом отличаются ажурные платки,
Так называемые «паутинки». Несмотря на большой размер, «паутинку» легко можно уложить в скорлупу гусиного яйца или пропустить через обручальное кольцо. Работа пуховязальщиц трудоемка и кропотлива.
Хорошая мастерица за месяц может связать две «паутинки» среднего размера или три палантина.
На изготовление платка большого размера или платка с рисунком уходит месяц и более.
Чтобы изготовить платок ручным способом, необходимо проделать ряд последовательных операций: очистить пух от волос, три раза прочесать его на гребне, выпрясть на веретене в нитку, стростить пуховую нитку с ниткой натурального шелка, смотать в клубки и, наконец, очистить готовый платок.
Несмотря на большие трудности в вязании платок отличается высоким художествен-ным качеством. Вязальщицы работают с вдохновением, вкладывают в дело много любви, вкуса, творчества и инициа- тивы.
Оренбургский пуховый платок – это изящество, элегантность, изысканность, красота. Он украсит любой костюм. Он оттенит очарование молодости и подчеркнет благородство зрелости. Он придаст женскому облику неповторимое своеобразие и загадочность. Это такое же чудо, как гжельская ваза или вологодское кружево.
Сведения о действиях над/с ОНН:
Тип действия: Сохранение
Сведения о бытовании ОНН: Российская Федерация, Оренбургская область
Наименование количественной характеристики измерения ОНН:
Количество,объем: 1 -1,5 часа