12 апреля, 2014
Национальные костюмы населения Оренбургской области армяне
Армянское население составляет 0,5% от общей численности населения, проживающего в Оренбуржье.
С 1992 года существовал Оренбургский общественный центр армянской культуры «Наири», основной целью деятельности которого являлось удовлетворение этнокультурных потребностей армян Оренбуржья в области литературы, искусства, истории, языка, сохранения и умножения культурных традиций армянского народа, поддержания связей армян Российской Федерации с Республикой Армения и армянской диаспорой. В 1998 г. в г.Бузулук создана региональная общественная организация «Армянская община «Ниг» (председатель Мнацконян Эдуард Арменович)
С 2002 г. работу Центра «Наири» продолжает Оренбургский областной общественный фонд армянской культуры «Терьян» (председатель — Оганесян Самвел Бенекович).
Этнокультурную работу Фонда организует и проводит его заместитель Саркисъян Геворг Рубенович, который является членом Совета по делам национальностей при Губернаторе области и членом Областного межнационального координационного совета при министерстве культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области. Фонд является одним из учредителей ООО «Армянский дом» которое возвело армянское подворье в культурном комплексе «Национальная деревня».
Фонд армянской культуры, при поддержке Правительства области ежегодно проводит в апреле Праздник армянской культуры. Также ежегодно проводятся памятные мероприятия, посвященные геноциду армянского народа, День армянской семьи, новогодние семейные праздники[1].
Место бытования ОНН: Российская Федерация, Оренбургская область.
Формы жанровых направлений ОНН: Техники и технологии
ОНН ЗАРЕГИСТРИРОВАН: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,
Номер: ORN068
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН: Отдел народного творчества ГАУК «РЦРКОО»,
Тип ответственности: Исследователи
Организации, имеющие отношение к ОНН:
Наименование: ГАУК «РЦРКОО»,
Тип ответственности: Фиксация
Описание:
Возраст национального армянского костюма составляет около трех тысяч лет. И, несмотря на такой внушительный возраст, он со временем претерпел лишь незначительные изменения.Мужской костюм обычно состоял из сшитой цветной рубашки шапик, которая, в зависимости от достатка ее обладателя, изготавливалась из шелка или хлопка, и широких шаровар шалвар. Характерными особенностями рубашки были низкий воротник и боковая застежка. Шалвары шились обычно из шерсти или хлопка темного цвета. Их пояс украшался плотной тесьмой хонджан, ширина которой составляла около двух сантиметров. Жители сельских районов носили шалвары с обмотками так, что из-под них был виден узор шерстяных носков.
Стоит отметить, что одежда армян, живших в разных районах, могла сильно отличаться. Например, восточные армяне поверх нательной рубашки обычно надевали архалух – распашную длинную накидку, с низким воротником, застегивающуюся от ворота до талии на мелкие крючки или пуговицы. А поверх архалуха одевалась темная шерстяная чуха (разновидность черкески).
В свою очередь армяне, населявшие западные области, вместо архалуха носили елак – некое подобие жилета, из-под которого виднелась рубашка и расшитыми рукавами. А на елак одевался бачкон – короткая, до талии, куртка с цельнокроеными рукавами и без застежек. Шаровары вартик в этих областях обычно сужались к щиколоткам, поскольку широкие шаровары были совсем неудобны при работе.
Украшались предметы одежды в основном вышивкой всевозможными растительными орнаментами. Талия несколько раз обматывалась плотным шарфом, который был сложен в несколько слоев. Образовавшиеся при этом складки использовали, как карманы и хранили в них кисеты, кошельки. За пояс обычно затыкали нож или трубку.Шубы из овчины без пояса спасали мужчин от холода зимой. В районах с более мягким климатом шубы заменялись короткими безрукавками из козьего меха – казахик.
Гардероб женщин был менее разнообразным. В основном традиционная одежда для женщин состояла из длинной рубахи – халав, красного (у восточных армян) или белого (у западных армян) цвета, по бокам которой были вшиты косые клинья. Халав отличался широкими прямыми рукавами и округлой горловиной. Под халав обычно надевались длинные штаны похан. Чаще всего их шили из красного хлопка, а у щиколоток присбаривали. Та часть, которая выглядывала из-под рубахи, украшалась тесьмой и золотыми нитками. Поверх рубахи армянки восточных областей зачастую надевали архалух, который обычно изготавливался из ситца, шелка или сатина – в зависимости от достатка. Женский архалух чаще всего был синего, зеленого или фиолетового цвета. Застегивался он только на талии. Глубокий вырез на груди подчеркивал особое изящество женской фигуры. Чуть ниже бедер на архалухе делали два боковых разреза, так что на нем получалось три полы: одна широкая сзади, и две поуже – по бокам. Благодаря этому он получил еще одно название – ерек пешкани, что буквально означает «в три полы».
По особым случаям армянки надевали поверх архалуха платье минтана, которое по покрою практически не отличалось от архалуха, но не имело боковых разрезов. Талию обматывали длинным шерстяным или шелковым шарфом. Позднее его заменили на золотые и серебряные пояса.Также в комплект праздничного женского наряда входило большое покрывало, которое надевалось при выходе на улицу. Обычно это был белый четырехугольник из тонкой шерсти. Пожилые армянки носили покрывала синего цвета.Все без исключения женские костюмы украшались богатой вышивкой, а также расшивались шнурами разной толщины и цвета.
Обязательным для костюма западных армянок был передник гогноц, расшитый национальной тесьмой. Он имел узкий пояс, тканный или вязаный, на котором обычно имелась надпись «На доброе здоровье» или «На радость».
Зимней одеждой армянок были бархатные шубы, отороченные куньим или лисьим мехом[2].
Сведения об особенностях ОНН:
Состояние бытования:
Сохранение наследия предков является наши дни актуальной проблемой и национальный костюм является в этом плане мощным связующим звеном между новой, живой культурой этносов и опытом предшествующих поколений.
Форма бытования: Аутентичная
Исключительность/Ценность:
Внешним, отличительным признаком любого народа является его национальный костюм, поэтому данное методическое пособие начинается именно с этой темы. Национальный костюм пережив в течение веков определенные трансформации, до сегодняшнего времени сохраняет свою значимость, как один из показателей этничности.
Сведения о действиях над/с ОНН:
Тип действия: Сохранение
Наименование действия: Собирательская и исследовательская деятельность
Проводится: Ежегодно
Условия действия: Мероприятия ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Исполнитель:сотрудники ГБУК «ОМЦНТ», Место действия: Оренбургская область, Метод действия: Метод полевых исследований
Принадлежность:
Этнокультурная принадлежность: Армяне
Ключевые слова:
Ключевые слова(осн.): Национальный, Оренбургская область,
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиций: Непосредственная коммуникация
Наименование количественной характеристики измерения ОНН:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Количество постановок— Количество,объем: Более 5
Национальные костюмы населения Оренбургской области армяне