28 июня, 2017
Котсткодамо (технология изготовления холста в селе Верхние кузлы)
Описание:
Льняной или посконный (изготовленный из конопли) холст выступал как основной материал одежды мордовского населения.
Коноплю для холста сеяли целыми участками. Землю копали лопатами семьей, изредка некоторые жители устраивали помочи, то есть созывали соседей, родных копать участки. Копать приходилось ночами, потому что днем работали на колхозных работах. Мушко (коноплю) сеяли весной, разбрасывая по участку семена конопли. Осенью до созревания семян проходили по конопляному огороду и выдергивали паземушко посконь (мужская особь конопли с более тонким стеблем, чем у женской особи). Связывали их в пазе коморо (снопы) поскони, расставляли их в одном месте или стелили в ряд на земле, где не ходит скотина, чтобы выветрился под солнцем, сопрел на зеленой травке.
После уборочных осенних работ крестьянки обрабатывали лен и коноплю, готовили кудель для пряжи на холст.
Место бытования ОНН:
Российская Федерация, Оренбургская область, Пономарёвский район, село Верхние Кузлы.
Формы жанровых направлений ОНН:
Техники и технологии
ОНН зарегистрирован:
ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,
Номер: ORN212
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН:
Степанова Елизавета Васильевна 1930г.р.
Тип ответственности: Исследователи
Организации, имеющие отношение к ОНН:
Наименование: ГАУК «РЦРКОО»,
Тип ответственности: Фиксация
Описание:
Наступало время убирать коноплю (канстеньтаргамошкась). Канстмушко — женская особь конопли с более толстым стеблем, чем мужская особь, с семенами – кансеро (конопляное семя). Канстьмушко тоже дергали, так же связывали в снопы (кансткоморо) и их складывали в речную яму (эрьке), сверху клали гнет, чтобы не унесло. В воде снопы (кансткоморо) лежали больше месяца. Где-то в ноябре из воды вытаскивали, давали воде стечь и сушили. Если дни солнечные, то сушили на улице. Чаще всего сушили на печке дома или топили баню для просушки кансткоморо. Высушенные снопы конопли обрабатывали специальным станком чалгамо (мялка), чтобы раздробить, смять, отделить от волокон калго-жесткую часть стебля конопли. Затем приступали к томбамо (трепке) в большой деревянной ступе. Тяжелыми дубовыми палками одновременно молотили 2 – 3 человека кансткоморо, постоянно переворачивая. Такова технология отделения волокон конопли от жесткой части стебля – калго. Затем калго использовали для отопления жилища.
Отделенные волокна конопли собирали в кудель (моцька), а моцьки расчесывали круглым, из конского волоса гребнем (семе) на отдельные тонкие – тонкие волокна. Затем волокна конопли крепили в пакарь (деревянный гребень), который вставляли в пакарьмукоро, садились на нее, волокна с пакаря тянули к пряхе и начинали прясть тонкую холстяную нить. Спряденную нить наматывали в мотки (кесаконьэвтема). Готовые мотки укладывали в чугунки, плотно пересыпая липовой золой, наливали воды и ставили на теплую печку или в печь на сутки. Следили, чтобы мотки не сопрели. После обязательно стирали в речке, в проточной воде чисто — чисто полоскали. Снова сушили. От раствора золы нитки становились мягкими, шелковистыми. Высушенные мотки (кесаки) распускали (урадсызь), наматывали на специальные шпульки пряхой. Шпульку вставляли в каямо – деталь ткацкого стана, нить была готова для ткания холста.
Нить паземушко (мужская особь конопли) готовили точно так же как нить канстмушко, только не вымачивали в воде (эрьке) и назначение двух видов нитей при ткани и холсте разное.
Вытканный холст отбеливали на снегу или на зеленой траве под солнцем при условии, чтобы холст был постоянно влажным, время от времени поливая его водой. Отбеленный холст, сворачивали в рулон и по мере необходимости шили из него одежду. Если что – то срочно нужно было сшить, то шили из неотбеленного холста.
Сведения об особенностях ОНН:
Состояние бытования:
Сохранение наследия предков является наши дни актуальной проблемой и национальный обряд является в этом плане мощным связующим звеном между новой, живой культурой этносов и опытом предшествующих поколений.
Сведения об особенностях ООН:
Исключительность/ценность:
Форма бытования: аутентичная
Сведения о действиях над/с ОНН:
Тип действия: Сохранение
Наименование действия: Собирательская и исследовательская деятельность
Проводится: Ежегодно
Условия действия: Мероприятия ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Исполнитель:сотрудники ГБУК «ОМЦНТ»,
Место действия: Оренбургская область,
Метод действия: Метод полевых исследований
Этнокультурная принадлежность: Мордва
Ключевые слова:
Ключевые слова(осн.): Мордовский, Оренбургская область,
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиций:
Непосредственная коммуникация
Наименование количественной характеристики измерения ОНН:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Количеств
о постановок— Количество,объем: Более 5