25 августа, 2023
«Дети — это не боль хореографа»: интервью с педагогами Самарского государственного института культуры Иваном и Марией Брыкиными
Танцевать они начали еще в утробе матери. Выступали на шоу «Утренняя звезда». Забывали танцевальные движения на сцене. Сейчас преподают в собственном хореографическом коллективе, дают мастер-классы по всей России и просто любят свою профессию.
Сегодня мы побеседовали с главными спикерами хореографической секции областного семинара-практикума, старшим преподавателем кафедры хореографии Самарского государственного института культуры Иваном Брыкином и доцентом этой же кафедры, балетмейстером студии современного танца «Осторожно, дети!» Марией Брыкиной.
— Когда впервые состоялось ваше знакомство с миром хореографии?
Иван: У нас династическая семья, наши родители хореографы. Впервые попали в танцы, когда были в утробе матери.
Мария: Мы танцуем задолго до своего рождения и надеемся, что еще долго будем танцевать.
— В каких танцевальных направлениях вы работаете?
Иван: В основном это современный танец. Я развивался и преподавал еще в стиле street. Современный танец – это достаточно молодое направление, которое развивается. Но несмотря на это надо понимать, что у каждого направления есть, если можно так выразиться, поднаправление, и тут важно, кому ты преподаешь. Для студентов одна подача материала, для детей – другая.
— Ваше самое запоминающееся выступление?
Иван: В 14 лет я танцевал на «Утренней звезде». Я думаю, что каждое выступление – это важный процесс, что-то эмоционально разное. Ты можешь быть замкнутым или, наоборот, раскрытым и раскрепощенным – и каждое состояние тебе нравится. Важен сам процесс, а не финальная точка: сцена или концерт.
Мария: Нельзя сказать, что это выступление хорошее, а это плохое. Каждое несет в себе историю, эмоции и переживания.
— Были ли в вашей профессиональной жизни смешные и курьезные случаи?
Иван: Вплоть до того, что ты мог опоздать куда-то или выйти в последнюю секунду, падали штаны (смеется), что-то вылетало из головы.
— Если вы забыли на сцене движения, что делать?
Иван: Когда мы танцевали в детском коллективе своих родителей, тогда не было правила, что ты можешь жить на сцене. Зритель же не замечает этих моментов, он считает, что так и надо. Сейчас мы обучаем своих воспитанников осознанности, учим не исполнять роль и задачи педагога-хореографа, в свою очередь, мы на них не давим с позиции «взрослый». Поэтому и на сцене они самобытные и индивидуальные.
Мария: Однажды у меня было легкое соло Лисички, и я думала, мол, да ладно, станцую его. Выхожу на сцену, танцую первую часть и забываю. Импровизировать не могу, полная пустота. И я встала на сцене, махнула рукой и ушла.
— Переживали из-за это?
Мария: Конечно! Спрашивала себя: «Что не могла станцевать?». А вот не могла. В ту секунду не могла.
— Где черпать вдохновение для постановок?
Иван: Педагог должен обогащать себя культурно. В этом и есть творческое начало.
— С чего рождается танец: с музыки или с движения?
Иван: Танец начинается с идеи. Можно выделить два процесса: творчество и ремесло. Творческий человек ремесленником быть обязан, он должен знать, где найти музыку интересную, которую никто не сможет найти. Идеи для детей можно найти в сказках, рисунках, в том, что сейчас у них популярно. А уже из этого складывается номер.
— Для большинства людей танцы – это хобби, развлечение, для вас – профессия. А как отдыхаете вы?
Мария: У меня активное хобби, я не очень умею отдыхать, поэтому всегда в тонусе.
— Что вы посоветуете руководителям хореографических коллективов?
Мария: Быть всегда в тонусе, смотреть, анализировать, наблюдать, общаться. Важно помнить, что дети – это не боль хореографа. А хореограф – это профессия, которой служишь искусству.
Иван: Самое главное воспитывать и развивать себя в любом возрасте!
— Спасибо за содержательную беседу!