6 февраля, 2013
Татарский свадебный обряд — Никах
Описание: Никах — это религиозный обряд заключения брака, на котором обязательно присутствует мулла (играет ту же роль, что и венчание у русских). Именно он объявляет молодых мужем и женой и скрепляет их союз перед богом, а так же узаконивает родственные отношения брачующихся пред лицом общества.
Место бытования ОНН: с. Бакаево Северного рай Оренбургской обл.
Формы жанровых направлений ОНН: Празднично — обрядовая культура
ОНН зарегистрирован: ГБУК «ОМЦНТ», Номер: ORN025
Полное наименование: Областной методический центр народного творчества
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Информация об ответственности относительно ООН:
Лица, имеющие отношение к ООН:
ФИО: Бадретдинова Рима Ядкаровна.
Тип ответственности: носитель, 1972г.
Место работы/ Адрес: Директор СДК , с.Бакаево, Северного района, Оренбургской обл.
ФИО: Бизякина Марина Вечеславовна
Тип ответственности: Исследователь,хранитель.
Организации, имеющие отношения к ООН:
Районный методический центр Муниципального Бюджетного Учреждения Культуры «Централизованная Клубная Система Северного района».
Адрес: 461670 Оренбургская область, Северный район, село Северное, ул.Советская, д.25.
Тип ответственности: Хранитель
Описание: Свадебные обряды.
Традиционно у татар существовало несколько вариантов свадебного обряда.
Первым и весьма распространенным вариантом вступления в брак было похищение девушки — кыз урлау.
Кыз урлау, то есть насильный увоз девушки без ее согласия на брак. Для этого парень уговаривал подружек привести ее в условленное место, где их поджидали сообщники парня. На выбранную девушку
ребята накидывали тулуп и на лошади увозили в дом жениха.
Односельчане девушки или её возлюбленный могли устроить погоню за похитителем. В случае поимки, его могли жестоко избить или даже убить. Дабы остаться целым и невредимым похититель мог обесчестить свою избранницу прямо по дороге в свой дом. Неблагоприятными днями недели для похищения невесты считались вторник и суббота, благоприятным — четверг.
Прежде, чем привезти девушку к себе, парень заезжал к своим родственникам, чтобы предупредить их о случившемся. Тетка парня давала что-нибудь девушке, обычно деньги или какой-то подарок для матери жениха, поскольку считалось, что входить в чужой дом с пустыми руками нельзя. Когда парень со своей избранницей заходили в дом, его родители уходили к соседям или родственникам, оставляя молодых одних. На следующее утро обязательно приглашали муллу, после чего молодые официально считались мужем и женой. Обряд никах в этом случае проводили позднее. После совместной ночи молодым обязательно топили баню. Этим делом обычно занималась женщина – старшая сестра жениха или жена его брата, иногда его мать. В тот же день родители парня отправлялись к родителям девушки, взяв четверть с водкой или самогоном, конфеты, сладости. Они приходили и сообщали родителям невесты, что дочь находится у них. Если отец с матерью девушки были не против, то подарки принимались. Кроме того, бывали случаи, когда, обнаружив пропажу дочери, родители сами шли искать ее. Обычно предполагали место нахождения дочери. После обнаружения дочери они могли забрать ее, если парень им не нравился.
На следующий день, а иногда через одну-две недели, родители жениха шли к родителям невесты договариваться о дне проведения никах — самой свадьбы, обговаривали размеры мэхэр – т.е. того, что родители жениха отдают за невесту.
Второй вариант заключения брака можно назвать «брак уходом, бегством девушки со своим возлюбленным». Без согласия родителей девушка уходила жить к своему любимому. Такой брак осуждали, т.к. считали, что таким образом девушка показывает неуважение к своим родителям. В этом случае свадьба не устраивалась, но никах обязательно проводился.
Наиболее распространённой вариант брака является брак по сватовству -кинэш иту, ярэшеп алу. В литературе этот брак ещё называют «брак покупкой» или «купли-продажи». В этом случае парень засылал сватов в дом невесты.
Сватами — яучы могли быть старший брат жениха с женой или другой старший родственник с супругой. Число сватов обычно было чётным. Их узнавали по спущенной поверх обуви штанине, причём такой вид принимали как мужчины, так и женщины. Подобный обычай был зафиксирован и у других народов, например, казахов. В очень редких случаях атрибутом сватов называли деревянную палку. Сватать можно было в любой день кроме вторника. Если сватам на встречу попадался человек с пустыми вёдрами или вредный сосед, или же чёрная кошка перебежала дорогу, то сватовство откладывали на другой день. Перед тем, как идти сватать девушку, сваты заходили к мулле, чтобы он, в свою очередь, одобрил их замысел и пожелал удачи. Сваты, идя по улице, не показывали, тщательно скрывали свои замыслы. Объясняли это тем, что злые духи могли помешать намеченному действию. Штанину спускали непосредственно перед входом в дом. Заходили обязательно с правой ноги, под матицу не садились во избежание неудачного исхода дела. Сваты нередко начинали разговор на посторонние темы, а уже затем переходили к главной цели своего визита. Девушка при сватовстве не присутствовала, в противном случае закрывала лицо платком. Обычно сваты приносили с собой сладости, выпечку, их в свою очередь угощали чаем.
Третий вариант сватовства состоял из трёх этапов: в первый раз сваты «смотрели» невесту, во второй раз рассказывали о женихе, восхваляли его достоинство. Лишь на заключительном этапе сватовства вместе со сватами приходили родители парня. При удачном окончании данного визита стороны обговаривали сроки проведения свадьбы, уточняли размеры «мэхэр», приданного. Девушка оставалась в родительском доме до тех пор, пока не выплатят весь мэхэр.
Сваты о цели своего прихода говорили в иносказательной форме, поскольку оно считалось магическим средством обмана и запутывания злых сил. Одной из распространённых фраз была следующая: «Бездэ кемеш, сездэ — алтын, аларны бергэ кушыйк.» (перевод: У нас есть серебро, у вас — золото, давайте соединим их в одно целое). Такого рода иносказания были характерны и для русского свадебного обряда. Согласия девушки не спрашивали, всё решали её родители. Если жених не нравился, либо был беден, или же снискал себе неблагоприятную репутацию, то ему, как правило, отказывали и в таком случае говорили: «Кызны бирмибез, чыгып китегез — ишек тобендэ балта белэн сэнэк эзер» (перевод: Не отдадим дочь, уходите, топор и вилы готовы у двери.) Если родители девушки были согласны, то они назначали день проведения никах, обговаривали сроки свадебного пира и устанавливали мэхэр. В состав мэхэр входили следующие предметы: золотые украшения, комплект зимней и летней одежды, домашняя утварь, посуда, постельное бельё, мёд, масло, определённая сумма денег для родителей невесты.
В свою очередь и девушку не отпускали с пустыми руками, ей готовили приданое, которое называли «бирнэ». Приданое состояло из лошади со всеми необходимыми принадлежностями (сбруя, телега, кошёвка, сани и др.) тёлки или овцы, как правило, яловые, для благосостояния будущей молодой семьи. Обязательной, главной частью приданного был сундук, в котором девушка хранила свои вещи, украшения, памятные ей предметы. При переезде в дом мужа молодая жена обязательно выставляла сундук для всеобщего обозрения. Вообще, выходить замуж без сундука считалось большим позором для семьи девушки.
Кроме того, в приданое входили: две подушки, пара перин (своеобразный матрац, сшитый из 5-6 овечьих шкур), одеяла, половики, занавески. Отмечали, что богатые готовили приданое с раннего возраста, а бедные шли замуж без него.
Через 1-2 недели после сватовства, обычно в четверг или в пятницу, во второй половине дня в доме невесты проводили никах. Единственным запретом на проведение никах был пост в месяц Рамазан, по мусульманскому календарю. В более ранней традиции, жениху и невесте до никах запрещали жить вместе. Но постепенно, со временем, этот запрет смягчался и брачующиеся стали всё чаще нарушать данный запрет и вступали в супружеские отношения. В этом случае мать жениха заставляла невесту опускать руки в муку, желая тем самым богатой и счастливой жизни в браке.
На обряд никах приглашали только близких родственников с обеих сторон. Во время этого обряда мужчины и женщины сидели отдельно в разных комнатах.
Если такой возможности не было, то комнату делили на две части при помощи занавески. Все гости на никах туй были с покрытой головой: женщины в платках, мужчины в тюбетейках. Брачующиеся сидели на мужской половине. Но некоторые информаторы говорили, что раньше жених с невестой на никах туй не присутствовали. То же самое можно сказать и о русском свадебном обряде, когда свадьбу играли без жениха и невесты. Мулла, который был одним из главных действующих лиц на этом обряде, садился напротив молодых, иногда рядом с женихом и читал соответствующие для данного случая молитвы. Затем, согласно предписаниям ислама, он трижды спрашивал у парня, потом у девушки согласия на брак, после чего объявлял их мужем женой. Кроме того, мулла во всеуслышание объявлял размеры мэхэр.
Естественно, что и на этом этапе свадебного обряда существовали свои запреты, обереги. Так, во время никах нужно было вести себя тихо, запрещалось шуметь, входить и выходить из дома, двери закрывали, окна завешивали шторами.
После официальной части начинался обмен подарками. Сначала матери жениха и невесты дарили мулле полотенце и намазлык — коврик для совершения намаза, а также давали деньги. Далее стороны начинали обмениваться подарками. Родители жениха одаривали всех присутствующих родственников невесты, а родители невесты, соответственно — всех родственников жениха. Женщинам и девушкам обычно вручали платок, отрез на платье, ленты. Мужчинам дарили носовые платки, рубашки. Жених дарил невесте платье, платок, камзол, читек — сапожки с каблуком или без него с узором из разноцветных кусочков кожи. Невеста в свою очередь дарила жениху тюбетейку, штаны и вышитые портянки и рубашку.
На никах туй и до окончания свадебного обряда невеста была с закрытым лицом, так как нельзя было показывать лицо, да и другие части тела старшим родственникам мужа. Подобного рода запреты и избегание
между невесткой и родственниками мужа известны многим народам Средней Азии, в частности, киргизам, казахам, узбекам, таджикам. Если во время никах туй молодую взял за руку другой мужчина или посмотрел ей в лицо, то брак немедленно расторгался. Невеста показывала лицо на свадьбе, за что ей давали подарки. Этот обычай известен и другим группам татар, в частности, мишарям, пермским татарам, а также русским, удмуртам. Кроме того, так поступали казахи и каракалпаки.
Необходимо отметить, что после обряда никах устанавливались строгие правила обращения родственников жениха и невесты друг к другу. Их родители называли друг друга кода и кодагый, т.е. сват и сватья. Родители жениха и его старшие родственники называли невесту килен, а младшие родственники жениха называли ее жинги. Родители невесты и ее старшие родственники обращались к жениху кияу, а младшие — йозни. Кайнэти — так обращался жених к отцу невесты, кайнэни — к её матери. Невеста же называла родителей жениха также как и своих: эни и эти. Таким образом был распространён обычай вместо имён новобрачных, а так же родственников мужа и жены употреблять соответствующие термины родства.
После никах туй через 2-3 месяца играли большую свадьбу – «зур туй» или просто туй.
Если жених был из небогатой семьи, то свадьбу могли отложить на год. Свадьбу справляли менее пышно, если за это время успевал родиться ребёнок. Как и никах «большая свадьба» начиналась в доме невесты, причём если девушка до свадьбы жила с мужем, то накануне туй она приезжала в родной дом. Жених с поезжанами приезжал за невестой на лошадях, которые, как по традиции, непременно украшались лентами, колокольчиками, а также красивым домотканым полотенцем — тастымал.
Первыми в свадебном поезде ехали родители жениха. Следующими в свадебном поезде ехали жених с дружкой — кияу егет, а замыкали поезд друзья и родственники. По дороге к дому невесты поезжан могли остановить, перекрыв дорогу бревном или же натянув веревку с двух сторон и требуя подарка, чаще выпивки. Жених, как правило, выполнял их условия, и потому в дорогу выезжал с запасом водки или самогона. Перед домом невесты жениха встречали её родители, родственники, подруги. Жених одаривал их подарками, конфетами, гостинцами — «кияу кумэче», рассыпал по двору монеты, которые затем собирали дети и старики.
Родственники невесты перед входом в дом клали ковер, по которому жених и шел до двери. Но никаких действий на пороге, с дверью он не проделывал, по крайней мере, никто из информаторов не сообщал об этом. В доме сразу после появления жениха устраивали чаршау, вход в который охранялся двумя женщинами-родственницами невесты. Им новобрачный дарил довольно крупные и дорогие вещи: платье, шелковую шаль, иногда ткань на платье.
В чём же состоял этот обычай? Друзья жениха брали его за руки, а иногда и за ноги и, что есть силы, кидали в чаршау, где находилась невеста. Часто бывало так, что из-за большой силы подбрасывания жених, перемахнув чаршау, через окно оказывался на улице. В этом был своеобразный игровой момент, это забавляло и веселило гостей. Такой обычай назывался «чаршауга керту» (буквально заводить в чаршау) или тушэккэ сикерту (бросать на перину). Так же «чаршау» на свадьбе устраивали в том случае, если невеста была честной. В противном случае он мог изрезать все перины.
Кроме того, отмечали, что в чаршау вместе с невестой сидели её подруги (до восьми человек) и пели песни. У всех девушек, включая невесту, лица были закрыты платком, и задача жениха заключалась в обнаружении своей избранницы. На нём был широкий пояс — пута, концы которого жених тщательно прятал. После того, как он находил невесту она, в свою очередь, развязывала ему пояс. Чтобы это сложнее было сделать, пояс специально завязывали на несколько узлов. Таким действием молодую проверяли на ловкость: чем быстрее она справлялась с заданием, тем проворнее считалась.
Приезд жены в дом мужа назывался килен тошу. Это был самый долгожданный момент для родственников мужа, поскольку многие из них ещё не видели килен. Главную деталь приданого — сундук — сопровождала кыз жинги. Молодых встречали родственники и родители мужа. Сойдя с повозки, новобрачные сначала вставали на подушку, причем первой ступала жена.
Подушка считалась символом достатка в доме, благополучия, подобно свадебной традиции. Как считают: «…подушка — символ общей постели, благополучия и переход в новую ступень отношений». Молодая накрывала подушку платком, который предназначался для свекрови. Мать жениха подносила ложку мёда и ложку масла со словами: «Бал кебек татлы
бул, май кебек елгыр бул, ачыны-точены бергэ курегез» (будь как мёд сладкой, как масло податливой, ловкой; солёное и пресное вместе пробуйте).
После этого молодые входили в дом. За ними шла женщина, счастливая в браке, и несла подушку, которую клали рядом с новобрачными. Затем вносили приданое.
Интересно, что к ручкам сундука привязывали полотенце, кумган – сосуд для совершения омовения и поддержания чистоты невесты.
Родственницы молодой начинали украшать приданым дом: вешали занавески на окна, стены украшали тастымалом, обносили пологом супружескую кровать, стелили половики и т.д. Во время свадебного обряда молодую посылали на реку, либо к колодцу за водой. В основе этого обычая лежат, очевидно, магические представления предков о живительной силе воды. Приобщение к воде означало приобщение к чужому роду. Теперь же в этом обычае содержится лишь игровой элемент: если молодая быстро вернется с полными ведрами воды, то говорили, что она будет хорошей женой.
Непосредственно после этого начинался свадебный пир. Все гости располагались на полу, который застилали кошмой (кушмой) — тканый шерстяной палас, верхняя часть его обшивалась ситцем. На свадебном обряде существовали свои правила размещения за трапезой. Молодожены садились на тургэ — самое почётное место в доме напротив двери, между окон. Рядом с невестой садились родители жениха. Невестины родители за стол не садились, так как ухаживали за гостями. С другой стороны жениха усаживался дружка. Остальные гости садились по кругу, в центре которого располагался ведущий свадьбы — туйны алып баручы (тамада).
Во время свадебного пира невесту могли украсть, спрятать просить за неё выкуп.
Что касается угощений, то сначала подавали шурпу — суп из домашней лапши, картошку с мясом, а также чай со сладостями, различной выпечкой, обязательными были следующие блюда: губадия (иногда его называли как бэлеш), «чак – чак», «гусь».
Губадия — сладкий слоёный пирог из пресного теста. Для его приготовления выпекались сочни из теста, которые потом чередовались с начинкой. Начинка была самой разной: сушеные малина, земляника, смородина, яблоки, изюм. Сверху губадию закрывали сочнем из теста и украшали. Обычно выпекали нечетное количество слоёв: 3-5-7-9, и их количество определяло, сколько ночей мог оставаться жених в доме невесты. Этот пирог готовили специальные мастерицы. Обычно в каждой деревне было два — три таких человека. Во многих населенных пунктах отмечали, что губадию привозил жених. Но также был записан вариант, согласно которому губадию пекли со стороны невесты.
Чак – чак — сладкое блюдо из теста. Готовили его следующим образом: сдобное пресное тесто раскатывали в жгутики, затем резали на мелкие кусочки. Старались по возможности мельче нарезать тесто. После этого их обжаривали в довольно большом количестве масла. Обжаренные кусочки выкладывали на тарелку и заливали медом, потом украшали. Иногда чак-чак заливали пастилой из лесной земляники. Для этого ягоды толкли в ступе, затем протирали сквозь сито и полученной массой заливали чак-чак. Как правило, данное блюдо готовила сторона невесты. Говорят: чак-чак – кыз кумэче (чак-чак — угощение невесты).
Непременным, обязательным блюдом на свадебном столе был гусь. Гуся привозила сторона жениха. Иногда гуся готовили обе стороны. Привозили гуся ощипанным, а варили целиком уже непосредственно у невесты. Очевидно, что птица, в частности, водоплавающая несёт в себе некую символическую семантику. Ритуальный гусь на свадебном обеде — очень древняя традиция. В памяти многих народов сохранялось представление о птице, как о предке рода, демиурге. В более поздней традиции у народов Урала водоплавающая птица является символом семейного благополучия, плодовитости. При подаче губадии, чак-чак и гуся родители новобрачных устанавливали человека для разделывания перечисленных ритуальных блюд, после чего вручали ему подарки.
Родители жениха объявляли человека, которому поручали разрезать губадию. Эту функцию могли выполнить как мужчины, так и женщины.
Существовали особые правила при разделывании ритуальной пищи. Губадию резали осторожно, не отрываясь, так чтобы была видна середина
пирога, поскольку иногда она не пропекалась. Если такое случалось, то заставляли печь новую губадию. Свадьба при этом продолжалась, но настроение при этом испортилось. Новую губадию пекли уже после свадьбы и раздавали её близким родственникам обеих сторон. Перед тем, как приступить к разделыванию губадии отец жениха накрывал её платком или тастымалом и поверх них клал деньги, тем самым выкупая её. Только после этого остальным гостям разрешалось взять кусок этого блюда. Гости тоже оставляли деньги на подносе рядом с губадиёй. Эти деньги затем отдавали молодым. Гульбадию разрезали на четыре части, причём одну четвёртую часть увозили в дом жениха, где её раздавали тем родственникам, которые по тем или иным причинам не присутствовали на свадьбе.
Чак-чак разрезал человек, назначенный родителями невесты, обычно это была кыз жинги. Перед разделыванием чак-чак тоже накрывали платком, на который родители жениха и его родственники клали подарки, деньги. Как и губадию чак-чак разрезали на четыре части. Одну четвёртую часть увозили в дом жениха для тех же целей.
Разделывать гуся мог только мужчина, назначенный родителями жениха. Иногда его назначали гости. Вынос гуся также сопровождался преподнесением подарков и денег. В некоторых случаях гуся разделывали с помощью специального ножа. Говорили, что он длинней и шире обычного. Гуся разделывали очень осторожно, старались не повредить косточки. Вариантов последовательности разделки ритуального гуся было достаточно много. Иногда сначала обрезали голову, затем крылышки и лапки. Жениху давали шею, невесте — крыло; либо невесте давали правые лапку и крылышко, а жениху — левые; либо невесте давали шею, а жениху — голову. Вручение молодым определённых частей гуся сопровождалось специальными словами того, кто его разделывал.
К невесте обращались так:
Киленкэем, куп очкансын
Канатынны кисеп атам
Киленкэем, туганнарын килгэндэ
Канатынны сузып торма.
Перевод:
Невестка,ты много летала
Теперь обрежу тебе крылья
Когда придут родственники
Не стой с опущенными руками.
Когда отрезали голову у гуся говорили, чтобы жена не перешагнула через голову мужа, когда отрезали крылья — чтобы муж не бил жену. Голову и лапки отдавали мужу, чтобы «на сторону не ушёл, не загулял».
Крылья давали жене, чтобы «не улетела в другую сторону». После этого гуся уносили на кухню, где его разделывали родственницы невесты, и уже после этого им угощали всех остальных гостей.
Каждый день на свадебном гулянье молодым топили баню.
Первый свадебный день имел ряд своих примет. Приведём некоторые из них: дождь или снег на свадьбу — к богатству, благополучию в первый день свадьбы нельзя подметать пол и мыть посуду – чтобы избежать бедной жизни. Печь блины, оладьи, хлеб — к достатку в доме. Нельзя переходить дорогу перед свадебным поездом.
Наутро после первого свадебного дня пекли оладьи. Существовал обычай приглашать молодожёнов к родственникам. И тогда все гости отправлялись к ним. Таким образом, молодые посещали до десяти домов, оставляя в знак благодарности тастымал, кусочек губадии или хлеба.
Сведения об особенностях ОНН:
Состояния бытования:
Форма бытования: Аутентичная.
Исключительность / Ценность : По мусульманским традициям, брак действителен только в том случае, если были проведены соответствующие обряды. В Исламе религиозный свадебный обряд носит название «никах». Мулла читает четвертую суру Корана («Женщины»), в которой указываются права мужчины и женщины в браке.
По Корану, для заключения священного брачного союза и получения добровольного согласия девушки на свадьбу, влюблённый в неё молодой
человек должен был сначала объясниться в своих чувствах к девушке,
находясь с ней в людном месте, и лишь затем сообщить её семье о намерениях вступить в законный брак.
Наименование действия: Создание электронного фонда звукозаписей, фото и видеоматериалов по исполнению Никаха.
Проводится: впервые.
Условия действия:
Исполнитель: Директор СДК с. Бакаева Северного рай. Оренбургской области Бадретдинова Рима Ядкаровна.
Место действия: Северный район, село Бакаево
Принадлежность:
Этнокультурная принадлежность: Татарская
Ключевые слова(осн.); Никах, в с Бакаево.
Сведения об особенностях распространения и использования ООН:
Способы передачи традиций:
Непосредственная коммуникация
Наименование количественной характеристики измерения ООН:
Количество , объем: 24
Свадебные обряды.
Традиционно у татар существовало несколько вариантов свадебного обряда.
Первым и весьма распространенным вариантом вступления в брак было похищение девушки — кызурлау.
Кызурлау, то есть насильно увозили девушку без ее согласия на брак. Для этого парень уговаривал подружек привести ее в условленное место, где их поджидали сообщники парня. На выбранную девушку
ребята накидывали тулуп и на лошади увозили в дом жениха.
Отмечали, что односельчане девушки или её возлюбленный могли устроить погоню за похитителем. В случае поимки, его могли жестоко избить или даже убить. Дабы остаться целым и невредимым похититель мог обесчестить свою избранницу прямо по дороге в свой дом. Неблагоприятными днями недели для похищения невесты считались вторник и суббота, благоприятным — четверг.
Прежде, чем привезти девушку к себе, парень заезжал к своим родственникам, чтобы предупредить их о случившемся. Тетка парня давала что-нибудь девушке, обычно деньги или какой-то подарок для матери жениха, поскольку считалось, что входить в чужой дом с пустыми руками нельзя. Когда парень со своей избранницей заходили в дом, его родители уходили к соседям или родственникам, оставляя молодых одних. На следующее утро обязательно приглашали муллу, после чего молодые официально считались мужем и женой. Обряд никах в этом случае проводили позднее. После совместной ночи молодым обязательно топили баню. Этим делом обычно занималась женщина – старшая сестра жениха или жена его брата, иногда его мать. В тот же день родители парня отправлялись к родителям девушки, взяв четверть с водкой или самогоном, конфеты, сладости. Они приходили и сообщали родителям невесты, что дочь находится у них. Если отец с матерью девушки были не против, то подарки принимались. Кроме того, бывали случаи, когда, обнаружив пропажудочери, родители сами шли искать ее. Обычно предполагали место нахождения дочери. После обнаружения дочери они могли забрать ее, если парень не нравился им.
Никах — это религиозный обряд заключения брака, на котором обязательно присутствует мулла.
Именно он объявляет молодых мужем и женой и скрепляет их союз перед богом, а так же узаконивает родственные отношения брачующихся пред лицом общества. Как уже было сказано выше, на следующий день, а иногда через одну-две недели родители жениха шли к родителям невесты договариваться о дне проведения никах, самой свадьбы обговаривали размеры мэхэр — всё то, что родители жениха отдают за невесту.
Второй вариант заключения брака можно назвать «брак уходом, бегством девушки со своим возлюбленным». Без согласия родителей девушка уходила жить к своему любимому. Такой брак осуждали, т.к. считали, что таким образом девушка показывает неуважение к своим родителям. В этом случае свадьба не устраивалась, но никах обязательно проводился.
Наиболее распространённой вариант брака является брак по сватовству — кинэшиту, ярэшепалу. В литературе этот брак ещё называют «брак покупкой» или «купли-продажи». В этом случае парень засылал сватов в дом невесты.
Сватами — яучы могли быть старший брат жениха с женой или другой старший родственник с супругой. Число сватов обычно было чётным. Их узнавали по спущенной поверх обуви штанине, причём такой вид принимали как мужчины, так и женщины. Подобный обычай был зафиксирован и у других народов, например, казахов. В очень редких случаях атрибутом сватов называли деревянную палку. Сватать можно было в любой день кроме вторника. Если сватам на встречу попадался человек с пустыми вёдрами или вредный сосед, или же чёрная кошка перебежала дорогу, то сватовство откладывали на другой день. Перед тем, как идти сватать девушку, сваты заходили к мулле, чтобы он, в свою очередь, одобрил их замысел и пожелал удачи. Сваты, идя по улице, не показывали, тщательно скрывали свои замыслы. Объясняли это тем, что злые духи могли помешать намеченному действию. Штанину спускали непосредственно перед входом в дом. Заходили обязательно с правой ноги, под матицу не садились во избежание неудачного исхода дела. Сваты нередко начинали разговор на посторонние темы, а уже затем переходили к главной цели своего визита. Девушка при сватовстве не присутствовала, в противном случае закрывала лицо платком. Обычно сваты приносили с собой сладости, выпечку, их в свою очередь угощали чаем.
Третий вариант сватовства состоял из трёх этапов: в первый раз сваты «смотрели» невесту, во второй раз рассказывали о женихе, восхваляли его достоинство. Лишь на заключительном этапе сватовства вместе со сватами приходили родители парня. При удачном окончании данного визита стороны обговаривали сроки проведения свадьбы, уточняли размеры «мэхэр», приданного. Девушка оставалась в родительском доме до тех пор, пока не выплатят весь мэхэр.
Сваты о цели своего прихода говорили в иносказательной форме, поскольку оно считалось магическим средством обмана и запутывания злых сил. Одной из распространённых фраз была следующая: «Бездэкемеш, сездэ — алтын, аларныбергэкушыйк.» (перевод: У нас есть серебро, у вас — золото, давайте соединим их в одно целое). Такого рода иносказания были характерны и для русского свадебного обряда. Согласия девушки не спрашивали, всё решали её родители. Если жених не нравился, либо был беден, или же снискал себе неблагоприятную репутацию, то ему, как правило, отказывали и в таком случае говорили: «Кызныбирмибез, чыгыпкитегез — ишектобендэбалтабелэнсэнэкэзер» (перевод: Не отдадим дочь, уходите, топор и вилы готовы у двери.) Если родители девушки были согласны, то они назначали день проведения никах, обговаривали сроки свадебного пира и устанавливали мэхэр. В состав мэхэр входили следующие предметы: золотые украшения, комплект зимней и летней одежды, домашняя утварь, посуда, постельное бельё, мёд, масло, определённая сумма денег для родителей невесты.
В свою очередь и девушку не отпускали с пустыми руками, ей готовили приданое, которое называли «бирнэ». Приданое состояло из лошади со всеми необходимыми принадлежностями (сбруя, телега, кошёвка, сани и др.)тёлки или овцы, как правило, яловых, для благосостояния будущей молодой семьи. Обязательной, главной частью приданного был сундук, в котором девушка хранила свои вещи, украшения, памятные ей предметы. При переезде в дом мужа молодая жена обязательно выставляла сундук для всеобщего обозрения. Вообще, выходить замуж без сундука считалось большим позором для семьи девушки.
Кроме того, в приданое входили: две подушки, пара перин,(своеобразный матрац, сшитый из 5-6 овечьих шкур)одеяла, половики, занавески. Отмечали ,что богатые готовили приданое с раннего возраста, а бедные и без него шли замуж.
Итак, через 1-2 недели после сватовства, обычно в четверг или в пятницу во второй половине дня в доме невесты проводили никах. Единственным запретом на проведение никах был пост в месяц Рамазан по мусульманскому календарю. В более ранней традиции жениху и невесте до никах запрещали жить вместе. Но постепенно, со временем этот запрет смягчался и брачующиеся стали всё чаще нарушать данный запрет и вступали в супружеские отношения. В этом случае мать жениха заставляла невесту опускать руки в муку, желая тем самым богатой и счастливой жизни в браке.
На обряд никах приглашали только близких родственников с обеих сторон. Во время этого обряда мужчины и женщины сидели отдельно в разных комнатах.
Если такой возможности не было, то комнату делили на две части при помощи занавески. Все гости на никах туй были с покрытой головой: женщины в платках, мужчины в тюбетейках. Брачующиеся сидели на мужской половине. Но некоторые информаторы говорили, что раньше жених с невестой на никах туй не присутствовали. Тоже самое можно сказать и о русском свадебном обряде, когда свадьбу играли без жениха и невесты. Мулла, который был одним из главных действующих лиц на этом обряде, садился напротив молодых, иногда рядом с женихом и читал соответствующие для данного случая молитвы. Затем, согласно предписаниям ислама, он трижды спрашивал у парня, потом у девушки согласия на брак, после чего объявлял их мужем женой. Кроме того, мулла во всеуслышание объявлял размеры мэхэр.
Естественно, что и на этом этапе свадебного обряда существовали свои запреты, обереги. Так, во время никах нужно было вести себя тихо, запрещалось шуметь, входить и выходить из дома, двери закрывали, окна завешивали шторами.
После официальной части начинался обмен подарками. Сначала матери жениха и невесты дарили мулле полотенце и намазлык — коврик для совершения намаза, а также давали деньги. Далее стороны начинали обмениваться подарками. Родители жениха одаривали всех присутствующих родственников невесты, а родители невесты, соответственно — всех родственников жениха. Женщинам и девушкам обычно вручали платок, отрез на платье, ленты. Мужчинам дарили носовые платки, рубашки. Жених дарил невесте платье, платок, камзол, читек — сапожки с каблуком или без него с узором из разноцветных кусочков кожи. Невеста в свою очередь дарила жениху тюбетейку, штаны и вышитые портянки и рубашку.
На никах туй и до окончания свадебного обряда невеста была с закрытым лицом, так как нельзя было показывать лицо, да и другие части тела старшим родственникам мужа. Подобного рода запреты и избегание
между невесткой и родственниками мужа известны многим народам Средней Азии, в частности, киргизам, казахам, узбекам, таджикам. Если во время никах туй молодую взял за руку другой мужчина или посмотрел ей в лицо, то брак немедленно расторгался. Невеста показывала лицо на свадьбе, за что ей давали подарки. Этот обычай известен и другим группам татар, в частности, мишарям, пермским татарам, а также русским, удмуртам. Кроме того, так
поступали казахи и каракалпаки.
Необходимо отметить, что после обряда никах устанавливались строгие правила обращения родственников жениха и невесты друг к другу. Их родители называли друг друга кода и кодагый, т.е. сват и сватья. Родители жениха и его старшие родственники называли невесту килен, а младшие родственники жениха называли ее жинги. Родители невесты и ее старшие родственники обращались к жениху кияу, а младшие — йозни. Кайнэти — так обращался жених к отцу невесты, кайнэни — к её матери. Невеста же называла родителей жениха также как и своих: эни и эти. Таким образом был распространён обычай вместо имён новобрачных, а так же родственников мужа и жены употреблять соответствующие термины родства.
После никах туй через 2-3 месяца играли большую свадьбу – «зур туй» или просто туй.
Если жених был из небогатой семьи, то свадьбу могли отложить на год. Свадьбу справляли менее пышно, если за это время успевал родиться ребёнок. Как и никах, «большая свадьба» начиналась в доме невесты, причём если девушка до свадьбы жила с мужем, то накануне туй она приезжала в родной дом. Жених с поезжанами приезжал за невестой на лошадях, которые, как по традиции, непременно украшались лентами, колокольчиками, а также красивым домотканым полотенцем- тастымал.
Первыми в свадебном поезде ехали родители жениха. Следующими в свадебном поезде ехали жених с дружкой — кияуегет, а замыкали поезд друзья и родственники. По дороге к дому невесты поезжан могли остановить, перекрыв дорогу бревном или же натянув веревку с двух сторон и требуя подарка, чаще выпивки. Жених, как правило, выполнял их условия, и потому в дорогу выезжал с запасом водки или самогона. Перед домом невесты жениха встречали её родители, родственники, подруги. Жених одаривал их подарками, конфетами, гостинцами — «кияукумэче», рассыпал по двору монеты, которые затем собирали дети и старики.
Родственники невесты перед входом в дом клали ковер,по которому жених и шел до двери. Но никаких действий на пороге, с дверью он не проделывал, по крайней мере, никто из информаторов не сообщал об этом. В доме сразу после появления жениха устраивали чаршау, вход в который охранялся двумя женщинами-родственницами невесты. Им новобрачный дарил довольно крупные и дорогие вещи: платье, шелковую шаль, иногда ткань на платье.
В чём же состоял этот обычай? Друзья жениха брали его за руки,а иногда и за ноги и, что есть силы, кидали в чаршау, где находилась невеста. Часто бывало так, что из-за большой силы подбрасывания жених, перемахнув чаршау, через окно оказывался на улице. В этом был своеобразный игровой момент, это забавляло и веселило гостей. Такой обычай назывался «чаршаугакерту» (буквально заводить в чаршау) или тушэккэсикерту (бросать на перину). Так же «чаршау» на свадьбе устраивали в том случае, если невеста была честной. В противном случае он мог изрезать все перины.
Кроме того, отмечали, что в чаршау вместе с невестой сидели её подруги(до восьми человек) и пели песни. У всех девушек, включая невесту, лица были закрыты платком, и задача жениха заключалась в обнаружении своей избранницы. На нём был широкий пояс — пута, концы которого жених тщательно прятал. После того, как он находил невесту она, в свою очередь, развязывала ему пояс. Чтобы это сложнее было сделать, пояс специально завязывали на несколько узлов. Таким действием молодую проверяли на ловкость: чем быстрее она справлялась с заданием, тем проворнее считалась.
Приезд жены в дом мужа назывался килентошу. Это был самый долгожданный момент для родственников мужа, поскольку многие из них ещё не видели килен. Главную деталь приданого — сундук — сопровождала кызжинги. Молодых встречали родственники и родители мужа. Сойдя с повозки, новобрачные сначала вставали на подушку, причем первой ступала жена.
Подушка считалась символом достатка в доме, благополучия, подобно свадебной традиции. Как считают: «…подушка — символ общей постели, благополучия и переход в новую ступень отношений». Молодая накрывала подушку платком, который предназначался для свекрови. Мать жениха подносила ложку мёда и ложку масла со словами: «Бал кебектатлы бул, май кебекелгырбул, ачыны-точены бергэкурегез» (будь как мёд сладкой, как масло податливой, ловкой; солёное и пресное вместе пробуйте).
После этого молодые входили в дом. За ними шла женщина, счастливая в браке, и несла подушку, которую клали рядом с новобрачными. Затем вносили приданое.
Интересно,что к ручкам сундука привязывали полотенце, кумган– сосуд для совершения омовения и поддержания чистоты невесты.
Родственницы молодой начинали украшать приданым дом: вешали занавески на окна, стены украшали тастымалом, обносили пологом супружескую кровать, стелили половики и т.д.Во время свадебного обряда молодую посылали на реку, либо к колодцу за водой. В основе этого обычая лежат, очевидно, магические представления предков о живительной силе воды. Приобщение к воде означало приобщение к чужому роду. Теперь же в этом обычае содержится лишь игровой элемент: если молодая быстро вернется с полными ведрами воды, то говорили, что она будет хорошей женой.
Непосредственно после этого начинался свадебный пир. Все гости располагались на полу, который застилали кошмой (кушмой) — тканый шерстяной палас, верхняя часть его обшивалась ситцем. На свадебном обряде существовали свои правила размещения за трапезой. Молодожены садились тургэ- самое почётное место в доме напротив двери, между окон. Рядом с невестой садились родители жениха. Невестины родители за стол не садились,так как ухаживали за гостями. С другой стороны жениха усаживался дружка. Остальные гости садились по кругу, в центре которого располагался ведущий свадьбы — туйныалыпбаручы(тамада).
Во время свадебного пира невесту могли украсть, спрятать просить за неё выкуп.
Что касается угощений, то сначала подавали шурпу — суп из домашней лапши, картошку с мясом, а также чай со сладостями, различной выпечкой, обязательными были следующие блюда: губадия (иногда его называли как бэлеш), «чак – чак», «гусь».
Губадия — сладкий слоёный пирог из пресного теста. Для его приготовления выпекались сочни из теста, которые потом чередовались с начинкой. Начинка была самойразной: сушеные — малина, земляника, смородина, яблоки, изюм. Сверху губадию закрывали сочнем из теста и украшали. Обычно выпекали нечетное количество слоёв: 3-5-7-9, и их количество определяло, сколько ночей мог оставаться жених в доме невесты. Этот пирог готовили специальные мастерицы. Обычно в каждой деревне было два- три таких человека. Во многих населенных пунктах отмечали, что губадию привозил жених. Но также был записан вариант, согласно которому губадию пекли со стороны невесты.
Чак – чак — сладкое блюдо из теста. Готовили его следующим образом: сдобное пресное тесто раскатывали в жгутики, затем резали на мелкие кусочки. Старались по возможности мельче нарезать тесто. После этого их обжаривали в довольно большом количестве масла. Обжаренные кусочки выкладывали на тарелку и заливали медом, потом украшали. Иногда чак-чак заливали пастилой из лесной земляники. Для этого ягоды толкли в ступе, затем протирали сквозь сито и полученной массой заливали чак-чак. Как правило, данное блюдо готовила сторона невесты. Говорят: чак-чак – кызкумэче (чак-чак — угощение невесты).
Непременным, обязательным блюдом на свадебном столе был гусь. Гуся привозила сторона жениха. Иногда гуся готовили обе стороны. Привозили гуся ощипанным, а варили целиком уже непосредственно у невесты. Очевидно, что птица, в частности, водоплавающая несёт в себе некую символическую семантику. Ритуальный гусь на свадебном обеде — очень древняя традиция. В памяти многих народов сохранялось представление о птице, как о предке рода, демиурге. В более поздней традиции у народов Урала водоплавающая птица является символом семейного благополучия, плодовитости. При подаче губадии, чак-чак и гуся родители новобрачных устанавливали человека для разделывания перечисленных ритуальных блюд, после чего вручали ему подарки.
Родители жениха объявляли человека, которому поручали разрезать губадию. Эту функцию могли выполнить как мужчины, так и женщины.
Существовали особые правила при разделывании ритуальной пищи. Губадию резали осторожно, не отрываясь, так чтобы была видна середина
пирога, поскольку иногда она не пропекалась. Если такое случалось, то заставляли печь новую губадию. Свадьба при этом продолжалась, но настроение при этом испортилось. Новую губадию пекли уже после свадьбы ираздавали её близким родственникам обеих сторон. Перед тем, как приступить к разделыванию губадии отец жениха накрывал её платком или тастымалом и поверх них клал деньги, тем самым выкупая её. Только после этого остальным гостям разрешалось взять кусок этого блюда. Гости тоже оставляли деньги на подносе рядом с губадиёй. Эти деньги затем отдавали молодым. Гульбадию разрезали на четыре части, причём одну четвёртую часть увозили в дом жениха, где её раздавали тем родственникам, которые по тем или иным причинам не присутствовали на свадьбе.
Чак-чак разрезал человек, назначенный родителями невесты, обычно это была кызжинги. Перед разделыванием чак-чак тоже накрывали платком,на который родители жениха и его родственники клали подарки,деньги. Как и губадию, чак-чак разрезали на четыре части. Одну четвёртую часть увозили в дом жениха для тех же целей.
Разделывать гуся мог только мужчина, назначенный родителями жениха. Иногда его назначали гости. Вынос гуся также сопровождался преподнесением подарков и денег. В некоторых случаях гуся разделывали с помощью специального ножа. Говорили, что он длинней и шире обычного. Гуся разделывали очень осторожно, старались не повредить косточки. Вариантов последовательности разделки ритуального гуся было достаточно много. Иногда сначала обрезали голову, затем крылышки и лапки. Жениху давали шею, невесте — крыло; либо невесте давали правые лапку и крылышко, а жениху — левые; либо невесте давали шею, а жениху — голову. Вручение молодым определённых частей гуся сопровождалось специальными словами того, кто его разделывал.
К невесте обращались так:
Киленкэем, куп очкансын
Канатынныкисепатам
Киленкэем, туганнарынкилгэндэ
Канатыннысузыпторма.
Перевод:
Невестка, ты много летала
Теперь обрежу тебе крылья
Когда придут родственники
Не стой с опущенными руками.
Когда отрезали голову у гуся говорили, чтобы жена не перешагнула через голову мужа, когда отрезали крылья — чтобы муж не бил жену. Голову и лапки отдавали мужу, чтобы «на сторону не ушёл, не загулял».
Крылья давали жене, чтобы «не улетела в другую сторону». После этого гуся уносили на кухню, где его разделывали родственницы невесты, и уже после этого им угощали всех остальных гостей.
Каждый день на свадебном гулянье молодым топили баню.
Первый свадебный день имел ряд своих примет. Приведём некоторые из них: дождь или снег на свадьбу — к богатству, благополучию в первый день свадьбы нельзя подметать пол и мыть посуду – чтобы избежать бедной жизни. Печь блины, оладьи, хлеб — к достатку в доме. Нельзя переходить дорогу перед свадебным поездом.
Наутро после первого свадебного дня пекли оладьи. Существовал обычай приглашать молодожёнов к родственникам. И тогда все гости отправлялись к ним. Таким образом, молодые посещали до десяти домов, оставляя в знак благодарности тастымал, кусочек губадии или хлеба.