28 апреля, 2013
Фрагменты свадебного обряда села Каменногорское
Наименование ОНН: Фрагменты свадебного обряда села Каменногорское, Северного района Оренбургской области,
Язык наименования: русский
Форма выражения ОНН: Реконструкция фрагментов свадебного обряда выкупа невесты, проводов свадебного поезда.
Современное место бытования ОНН:
Российская Федерация, Оренбургская область, Северный район, с. Каменногорское.
Формы жанровых направлений ОНН: Празднично-обрядовая культура – обряды
ОНН зарегистрирован: ГБУК «ОМЦНТ», Номер: ORN031
Полное наименование: Областной методический центр народного творчества
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН:
ФИО: Санкова Мария Васильевна
Тип ответственности: Носитель
1947 г.р.
Место работы/ Адрес: с. Каменногорское
ФИО: Бизякина Марина Вячеславовна
Тип ответственности: Исследователь
Место работы/ Адрес: Районный методический центр Муниципального Бюджетного Учреждения Культуры «Централизованная Клубная Система Северного района».
Организации, имеющие отношение к ОНН:
Наименование: Районный методический центр Муниципального Бюджетного Учреждения Культуры «Централизованная Клубная Система Северного района».
Тип ответственности: Ответственный орган управления/учреждение
Местонахождение: 461670 Оренбургская область, Северный район, село Северное, ул.Советская, д.25.
Описание: Выкуп невесты – это давняя русская свадебная традиция. История появления этого обряда уходит корнями далеко в прошлое. На хлебосольной Руси, славящейся различными празднествами, выкуп невесты был настоящим спектаклем, к которому долго и тщательно готовились. Сущность этого свадебного обряда заключается в том, что жених, уводя невесту из родительского дома, как бы символически выкупает её у родителей, тем самым воздавая дань уважения и почитания семье своей суженной, а родители невесты, в свою очередь, благословляют молодых на счастливую супружескую жизнь. На протяжении всего выкупа, как правило, исполняются старинные обрядовые песни.
Сведения об особенностях ОНН:
Исключительность/Ценность: Выкуп невесты – пожалуй, самая живучая и популярная из всех свадебных традиций. Похожие обряды существуют и у других народов (к примеру, плата калыма у тюркских народов). Но именно традиционный русский выкуп невесты (мзда за то, что взрастили хозяюшку) подразумевает, скорее, не саму плату, а благодарность, облекаемую в материальную форму.
Сведения о действиях над/с ОНН:
Тип действия: Сохранение
Наименование действия: Подготовка и издания видео-пособия.
Исполнитель: народный фольклорно-этнографический ансамбль «Сударушка» Каменногорского сельского Дома
Метод действия: Обработка фольклорно-этнографического материала, реконструкция свадебного обрядового действия.
Тип действия: Популяризация
Наименование действия: участие в конкурсах.
Исполнитель: народный фольклорно-этнографический ансамбль «Сударушка» Каменногорского сельского Дома
Место действия: с.Каменногорское, Северный район, Оренбургская область.
Метод действия: Разыгрывание свадебного обряда и\или его фрагментов на конкурсах, свадьбах.
Форма бытования: традиционная
Принадлежность: Этнокультурная принадлежность: Русская
Наименование: выкуп невесты, исполнение свадебных песен
Описание: Выкуп невесты – это старая русская традиция. История появления этой традиции уходит корнями далеко в прошлое. На хлебосольной Руси, обожающей различные празднества, выкуп невесты был настоящим спектаклем, к которому долго и тщательно готовились. Сущность этого свадебного обряда заключается в том, что жених, уводя невесту из родительского дома, как бы символически выкупает её у родителей, тем самым воздавая дань уважения и почитания семье своей суженной, а родители невесты, в свою очередь, благословляют молодых на счастливую супружескую жизнь. Жениху с дружкой предстояло преодолевать различные преграды и препятствия начиная со двора, а иногда даже, и с въезда в село. Широко применялось перегораживание улицы на пути жениха бревном, уложенным на специальные козлы. У бревна – богатырская застава: младший брат невесты со своими друзьями и родственниками невесты. Богатырская застава не пропускала свадебный кортеж, заставляя жениха с дружкой показать свою молодецкую удаль, например, за десять минут перепилить бревно. Затем нужно было выкупить ворота, двери в дом и в комнату, где находится невеста. В центре комнаты стоит стол, в центре которого находится «цветок» — куст репейника, наряженный бумажными цветами и разноцветными лентами. За столом сидят невеста и ее подружки. Старшие женщины поют песню «У нас во дому»
У нас во дому, да высоком терему
Все свечи горят, потихонечку д горят.
Говорила жа да свет Иринушка госпожа
Говорила жа да Ивановна госпожа.
Что долго, что долго сокол не летит,
Что долго, что долго ясень не летит.
Знать этот сокол, он за горы д улетел,
Знать этот ясёнок за высоки д улетел.
Вдруг разбушевалось, холоден ветер подул,
Вдруг под этот час растворились ворота.
Вдруг под этот час растворились широки,
В эти ворота, да заезжают господа.
В эти, да свет Владимир на коне,
Сам он на коне да, а ясенок на плече.
В комнату входят жених, дружка, сваты. Здороваются, говорят за чем приехали. Девушки им предлагают выкупить «цветок» — чтоб жизнь молодых была такая же красивая и безбедная. Затем младшая сестренка или братишка продают невесту – «У моей сестрички четыре косички, каждая прядь стоит рублей пять, каждый волосок стоит пятачок!». Следующий этап – выкуп стола – «У нашего стола четыре угла, четыре угла – четыре рубля, а посередине тысяча». После этого подружки освобождают место за столом для жениха и поют свахе песню «Отчего же наша сваха»:
Отчего же наша сваха,
Отчего же наша сваха
Бела и румяна.
У ней дети соколы,
У ней дети соколы
На море летали.
Они на море летали,
Они на море летали
С моря пену брали.
Они с моря пену брали,
Они с моря пену брали
Сваху целовали.
Оттого-то наша сваха,
Оттого-то наша сваха
Бела и румяна.
Сваха за песню расплачивается курником и бутылкой спиртного напитка. Следующую песню девушки поют дружке «Друженька»:
Друженька, хорошенький друженька
Пригожий друженька.
На дружке убор кафтан голубой.
Друженька, хорошенький друженька,
Пригожий друженька.
На дружке штаны черны бархатны,
Друженька, хороший друженька,
Пригожий друженька.
Дружка за пеню расплачивается либо деньгами, либо сладостями. Затем хозяева, наконец, приглашали всех к столу и потчевали «чем бог послал». Немного посидев за столом, первый поднимался дружка.
Потом все выходят к свадебному поезду. Дружка, с кнутом в руках, берет за руки молодых и обводит их вокруг поезда со словами:
Господи, благослови,
Нечистый дух, в землю уйди,
Честной народ – посторонись,
А вы усаживайтесь по местам,
Как ясны соколы по гнездам!
Делает трижды крестообразное движение кнутом, молодые садятся в свадебный поезд. Девушки протяжно поют песню «Разлилося»:
Разлилося, разлилося, да по лужкам вода вешняя.
По лужкам вода вешняя, да унесло же три кораблика.
Унесло же три кораблика, да три кораблика груженые.
Что и первый-то карапь, уплыл что со златом со серебром,
Что другой-то карапь уплыл со душою добрым молодцом,
Что и третий-то карапь уплал со душою красной девицей.
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Средства выражения традиций:
Обрядовые действия, песни и другие элементы свадьбы жителей села Каменногорское.
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиций:
Передача исполнительского мастерства участниками народного фольклорно-этнографического ансамбля «Сударушка» Каменногорского сельского Дома культуры, воспринятого от жителей села Каменногорское.
Сведения о бытовании ОНН:
Российская Федерация, Оренбургская область, Северный район
Наименование количественной характеристики измерения ОНН:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Длительность выкупа
Количество,объем: 1 -1,5 часа
Фрагменты свадебного обряда села Каменногорское