20 февраля, 2018
Празднично-обрядовая культура народов Оренбургской области «Зелёные святки»
Описание:
Традиционно на конец весны-начало лета выпадает 50-тый день от праздника Пасхи, наиболее важный и древний праздник в Православии, всегда приходящийся на воскресенье, — Троица.
День Святой Троицы (Троицын день или просто Троица), называемый также Пятидесятница и Сошествие Святого Духа – один из самых значимых праздников христиан и один из двунадесятых праздников в православной традиции (т.е. двенадцати важнейших праздников после Пасхи).
Еще до зарождения христианства в это время ежегодно отмечали Зеленую и Русалью недели, пышно украшая жилище растениями и принося дары во имя плодородия и благоприятной погоды.
Отголоски языческих обрядов сохранились и по сей день.
В древние времена люди поклонялись стихиям огня, воды, ветра. Календарное начало лета давало небольшую передышку аграриям, когда всё уже было посажено, а собирать урожай еще рано. Тогда проводились массовые гуляния, игры, гадания.
Считалось, что русалки во время Зеленой недели обладали особой силой, могли без труда утащить зазевавшегося в воду, выходили на сушу, помогали в гаданиях на суженного молодым девушкам[i].
Место бытования ОНН:
- Российская Федерация, Оренбургская область.
Формы жанровых направлений ОНН:
- Празднично-обрядовая культура
ОНН зарегистрирован: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,
Номер: ORN070
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН:
Введенская И.А., РДК с.Октябрьское, Оренбургская область
Тип ответственности: Исследователи
Организации, имеющие отношение к ОНН:
Наименование: ГАУК «РЦРКОО»,
Тип ответственности: Фиксация
Описание:
Персонифицированные герои: Девицы- Настя,Дуняша,Любава, Молодцы-Никита,Данила,Тимоша, Бабка-травница Семиниха
/Фонограмма. Мелодия народной мелодии на жалейке.
На сцену выходят две девицы; у плетня сидит мастер по плетению лозы/
Дуняша. Настька, а Настька.
Настенька. Чё?
Дуняша. Чёченьки по — чёченьки, бёреза к девицам прогибается, все на праздник собираются в Исаево-Дедово.
Настенька. Да ты чё? Смотри-ка мастер Нескин как лозу плетёт,словно девичьи косы приглаживает. Мастеровитый. Куплю у свет- Владимира корзиночку
Дуняша. А я лапоточки для мамушки и бабушки. Научи ,мастер ,делу своему моего брата Ванюшку.
Мастер. Плести лозу –не языком приплетать. Дело не хитрое, но кропотливое. Научу. Было бы желание. Вот, смотри /демонстрирует изделие/
Дуняша. Право чудо! Роса на травы да цветы пала.
Настенька Весну провожаем — лето красное встречаем!
Дуняша. Сегодня накануне Троицы посвящение девушек, принимают в члены своего рода.
Настенька. Украшать мы будем берёзку родимую, которая одарит всякого сверх силой живительной.
Дуняша. В пору венки плести, судьбу загадывать да молодцев хороводить.
Настенька. Айда, за околицу на поляну в берёзовую рощицу.
/Звучит народная мелодия. Шумовые эффекты :звуки леса, трели соловья, кукование./
На сцену выходят девушки в красных сарафанах. Одна из девушек наряжена в » берёзку»
/ За кулисами на выход девицы поют народную песню/
Любава. Лябо дождик прошёл, цветов видимо-невидимо.
Дуняша. Наш венок не то что в Сенцовке да Петровке- краше из 12 трав:
зверобоем, душицей, гори-травой, Иван-да Марьей….
Настенька . Венки сплетены, задуманы и будя любовь каждой девице.
Любава . Айда, берёзку хороводить!
Дуняша. Берёзонька кудрявая, Кудрявая , моложавая,
Настенька. Под тобой, берёзонька,
Не огонь горит;
Любава. Не мак цветёт,
Не огонь горит-
Дуняша. Красные девушки
В хороводе стоят,
Настенька Про тебя берёзонька
Все песни поют.
(Исполняется песня «БЕРЁЗА» девушки танцуют в хороводе/ Завивают венки и приговаривают ;
Любава Веночек , венок, аленький цветок.
Да кому ж я свой веночек подарю?
Дуняша. Загадаю я свой венок на друга милого Алексея! Пусть не повянет венок мой
на берёзке, а когда в воду его брошу, пусть его прибьёт к берегу, в следующем году
значит,- замуж за него пойду!
Настенька. А я загадаю свой венок на батюшку и на матушку!
Пусть не повянет и мой венок ,а родители мои пусть здоровыми будут!
Любава. А что ж ,подруги, кукушка молчит? Кукушка- кукушка, сколько мне лет в девичестве ходить?
(Кукушка кукует 3-4 раза)
-Спасибо , кукушечка !И то ладно ,приданое еще не готово!
Дуняша Уж мы, девушки, дело сделаем,
Уж мы белу березоньку завили
Уж мы веночек — за батюшку,
Уж второй — за матушку,
А третий венок — за сому себя!
(Надевают венки на березу)
Настенька Через березовый венок — покумимся, подругами станем:
Покумимся кума, покумимся,
Чтобы нам с тобой не браниться,
Вечно дружиться.
(Через березовый венок целуются друг с другом)
Любава Еще тебе подрасти, да побольше
Настенька. До налетья косу тебе расплести надвое, чтобы свахи и сваты не выходили
из хаты, чтобы не сидеть тебе дома
( Исполнение песни «Уходи горе, уходи…»)
Дуняша. А не пойти- ка нам,девицам,к Семинихе – гадалке?
Все. Айда!
(Девушки уходят.)
/ Из-за кустов появляются молодцы Данила и Никита/
Никита. Вишь, Данила, как красавишны наши веночки наплели, назагадывали.
У Алёнки косища с мой кулак.На рябинник девицу сосватаю.
Данила. Мне бы, свет Любушку в жёнки. Глазища – васельки полевые, в душу запали. Тихо-тихонько, уходим.
/Молодцы уходят/
\
/Фонограмма. Народная мелодия
Выходит Семиниха с полынью в руках ,разбрасывая травы приговаривает:
Семениха. От русалки- поскакалки,от лиха, от дурного глаза от вороньго сказа
обереги травушка — полынь муравушка избу и меня!
/ Семиниха усаживается на берёзовый сруб, приговаривает/
— Как срубу берёзы каменной стоять да не сгнивать
Так и мне не сгнить ,долго жить поживать!/
/ Входят девицы/
Семиниха. Заждалась я вас, гости- гостёчки.Щедрых приму, жадных не пущу.
Любава. Не с пустыми руками пришли, Семиниха, не с пустыми.
Настя. Чё ожидать нам в лето красное?
Дуняша. Наворожи нам здоровья всем недюженного,
Любава Нажелай нам богатства, да женихов видных, силушкой медвежьею.
/Семиниха становит девиц полукругом,дает по травке с букета,
смоченного в воде, затем одевает каждой на голову венок, произносит слова:
Вокруг зеленого венца
Вокруг белого лица
Скажи зекальце-водица
Каков жених будет девицам!
/Семиниха венок бросает в чан с водой/
Семиха. Глядите в воду,да счастье своё не сглазьте!
На молодцах одёжка шелковая -перешелковая, мужей вам обещаю верных,
Сильных. Всем девицам по добру –молодцу. И придя любовь.
И засватают этой осенью Любаву,Настьку,Дуняшу.
. Настя Да сбудется ли твоё обещание?
Дуняша. Обещать — то всякий может!
Любава. А погадай нам, Симиниха, на ветках берёзовых.
Семиниха: Из глубокой древности мы, как и берёза — знак праздника!
Берёза даёт целительные силы каждому — кто прислониться к ней. Вылечу всех берёзовой веткой, отвлеку от вас горе и беду, призову к вам, богатство, но при этом одно условие.
Девицы вместе : Какое?
Семиниха: Дайте на шильце да мыльце,
Белое белильце да зеркальце!
Платок или денежку
За красную девушку!
/Семиниха побивает девиц берёзовыми ветками произносит/
Семиниха.Здоровья здоровенного, мужа желанного, деток краснощёких,
сватьёв да богатства в избы девичьи.
/Хоровод «Уходи горе «. Одна из девиц поджигает соломенный пучок/
Любава. Пусть уходит горе, болезни, неприятности!
Дуняша. Пусть сгорит всё в этом огне, занесенном на «Зелёные ветки» вместе с этим соломенным пучком!
Настенька. Пусть будет лето урожайным и без пожаров!
/Девицы задаривают Семиниху сладостями бисерными бусами, шапкой лисьей/
Любава . Прими дары за гадание чудное, за пожелания добрые
Семинихе ,-медочку- берёзовую бочку
Настенька. Бисерную вязочку на любовь привязочку
Дуняша. Лисью шапку-неведимку ,чтоб от болезней и худого слова пряталась.
Любава Солнышко от вечера прячется,пора на луг к рощице берёзовой возвращаться.
Семиниха. Летите,, как горлицы к добрым молодцам!
/Семиниха уходит./
/ Шумовой эффект. Соловьиные трели полянка.
Берёза с венками, к которой выходят девицы и молодцы,
исполняют народную песню/
Данила Радуйтесь люди солнцу ясному, дереву зелёному и цветку красному !
( Все парни подходят к берёзке и снимают веночки;
Во круг берёзки стоят девушки.)
Никита. Ой, хожу ль я по городочку
Ищу ль я ласкову Любаву
(надевает венок на девушку)
Данила Хожу ль я по городочку
Ищу ль я ласкова тестя.
Тимоша Хожу ль я по городочку
Ищу ль я ласкову тёщу.
Никита. Хожу ль я по городочку
Ищу ль я ласковых шурьёв.
/Образуются пары, проходит танец — «Ручей», с элементами
перекладывания венков на голову желанного молодца/
Любава. Ну что ж, народ празднующий? Если сейчас выйдет матица, да вынесет каравай, цветами украшенный, да положит его на центр скатерти на поляне – значит, начнётся мирская трапеза!.
Тимоша. Расстилайте скатерти – самобранки мастериц Исаево-Дедово, усаживайтесь.
Любава. Узоры рукодельниц наших, что писание на папирусах – всё узнать можно: кто женился, кто крестился, кто сватов поджидает.
/Девицы расстилают скатерть, произносят имя и фамилию мастерицы/
/Матица(женщина имеющая не менее 3-х детей) вносит каравай украшенный цветами./
Матица. Хлеб-соль и мир вашему дому! Устроим, люди- добрые, троицкую трапезу! Сядьте поближе к земле, пусть земля силы Вам даст!
Настенька. Русский народ говорит: хорошо живут там , где много поют.
Дуняша. Уж да мы пели и плясали: Пройдёт время, опять придёт Семик и
Троица, загадаем о счастье ещё раз!
Никита. Так было , есть и будет: покуда Солнышко и Месяц на небе, быть и жить людям на земле славной русской и почитать обычаи исконные!
Тимоша. С давних пор и посей час, хоровод в чести у нас.
Нынче — праздник. Эй, народ! Заводика — ка хоровод!\
/ Участники заводят хоровод; матица стоит в центре хоровода
всех угощает кусочками хлеба (просвира)
Все Да будет: счастье здесь в сей час
Для всех, ну, и конечно нас!
Сведения об особенностях ОНН:
Состояние бытования:
Сохранение наследия предков является наши дни актуальной проблемой и национальные обряды является в этом плане мощным связующим звеном между новой, живой культурой этносов и опытом предшествующих поколений.
Форма бытования: Аутентичная
Исключительность/Ценность:
Данный обряд является типичным для населения Оренбуржья и требует его сохранения как культурного компонента восточнославянской национальной культуры.
Сведения о действиях над/с ОНН:
Тип действия: Сохранение
Наименование действия: Собирательская и исследовательская деятельность
Проводится: Ежегодно
Условия действия: Мероприятия ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Исполнитель:сотрудники ГБУК «ОМЦНТ», Место действия: Оренбургская область, Метод действия: Метод полевых исследований
Принадлежность:
Этнокультурная принадлежность: Троица, Зелёные святки, праздник
Ключевые слова:
Ключевые слова(осн.): Национальный, Оренбургская область,
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиций:
Непосредственная коммуникация
Наименование количественной характеристики измерения ОНН:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Количество постановок— Количество,объем: Более 5