20 февраля, 2018
Здравствуй, Наурыз! (праздник казахской культуры Новоорского района)
Описание:
В давние времена казахский народ жил в степях в юртах. В то время они не имели представления о существовании компасов, календарей, а тем более часов и определяли время по лунному, солнечному или восточному календарю. Весну казахи определяли по солнцу, как только теплые солнечные лучи проникали в юрту сквозь ее верхнее отверстие.
По старому летоисчислению этот день обычно совпадал с 21 марта — днем весеннего равноденствия. Поэтому казахи назвали месяц март — Наурыз. Считалось, что в этот день происходит обновление в природе, первый весенний гром, набухание почек на деревьях, буйное прорастание зелени.
Если в этот день рождались мальчики их называли по традиции Наурызбаями или Наурызбеками, а девочек просто Наурыз или Наурызгуль. Если в этот день выпадал снег, то это считалось добрым знаком. Даже девичью красоту в казахских легендах сравнивают с белым снегом Наурыза, поскольку в марте месяце обычно идет мягкий пушистый снег с особенной белизной
Место бытования ОНН: Российская Федерация, Оренбургская область, Новоорский район, п. Новоорск.
Формы жанровых направлений ОНН: Празднично-обрядовая
ОНН зарегистрирован: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,
Номер: ORN210
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН: Отдел народного творчества ГАУК «РЦРКОО», Культурно-просветительское казахское общество «Достык», Вокальные ансамбли «Той-басар», «Достык», «Арман».
Тип ответственности: Исследователи
Организации, имеющие отношение к ОНН:
Наименование: ГАУК «РЦРКОО»,
Тип ответственности: Фиксация
Описание:
В день праздника Наурыз в каждой семье накрывали дастархан — скатерть с различными яствами. Для угощения соседей готовили традиционную похлебку, именуемую в народе НАУРЫЗ КОЖЕ, которая готовилась из семи компонентов: мясо, соль, жир, лук, пшеница, курт, иримшик (творог).
Накануне праздника весеннего равноденствия люди приводили в порядок жилье, расплачивались с долгами, мирились находившиеся в ссоре. Ибо, как утверждали старики, когда НАУРЫЗ входит в их дома, все болезни и неудачи должны обходить их стороной. В ночь перед торжеством в знак пожелания обилия молока, урожая и дождя все емкости наполняли молоком, айраном, зерном, ключевой водой, а в день НАУРЫЗА все старались быть в добром расположении духа, при встрече заключали друг друга в объятия, высказывали самые добрые пожелания, чтобы все невзгоды и беды миновали их. Люди старались одеться опрятно, чисто и по возможности во что-нибудь новое.
В полдень, на установленном месте у селения резали быка и варили из его мяса блюдо «бель-котерер», что означает «выпрямляющий стан», поскольку бык считался одним из самых сильных животных и пища из него давала людям силу и выносливость. После этого начинались игры « Айкыш-уйкыш», что в переводе означает «Навстречу друг другу», и «Аударыспек», во время которой джигиты перетягивали друг друга из седла.
Праздник НАУРЫЗ не обходился без спортивной борьбы, участвовать в которой могли девушки. Девушка вызвала джигита на состязание с условием, что если он победит, то приобретет право на ее руку и сердце, а если победит она, то джигит должен повиноваться ей и выполнять любые ее желания. И в таких случаях НАУРЫЗ превращался в свадебные торжества.
День заканчивался представлением, где два акына в стихотворной форме состязались в песнях. Их состязания прекращались с заходом солнца за горизонт, когда добро побеждает зло. Затем разжигали костер и люди с зажженными от него факелами обходили все окрестности селения, пели и плясали, тем самым завершая праздник весеннего обновления и равноденствия.
В Новоорском районе праздник включает в себя — обрядовые песни, посвященные празднованию Нового года, Дню весеннего равноденствия, приезд Кыдыр-ата с конной группой, традиционные казахские угощения – наурыз-кожэ( из семи компонентов), баурсаки и т.д. Предусматривается выставка предметов казахского национального домашнего быта, жилья – казахская юрта, старинных казахских костюмов.
ОНН:
Состояние бытования:
Сохранение наследия предков является наши дни актуальной проблемой и национальный обряд является в этом плане мощным связующим звеном между новой, живой культурой этносов и опытом предшествующих поколений.
Сведения об особенностях ООН:
Исключительность/ценность:
Форма бытования: аутентичная
Сведения о действиях над/с ОНН:
Тип действия: Сохранение
Наименование действия: Собирательская и исследовательская деятельность
Проводится: Ежегодно
Условия действия: Мероприятия ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Исполнитель:сотрудники ГБУК «ОМЦНТ»,
Место действия: Оренбургская область,
Метод действия: Метод полевых исследований
Этнокультурная принадлежность: Казахи
Ключевые слова:
Ключевые слова(осн.): Казахский, Оренбургская область,
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиций:
Непосредственная коммуникация
Наименование количественной характеристики измерения ОНН:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Количество постановок— Количество,объем: Более 5
исп.
Белецкий В.Ю
Леонтьев А.Н