28 августа, 2022
Банные традиции Тоцкого района
На Руси широко использовалась пословица: «Помылся – будто заново родился!». Наши предки считали, если недужному человеку не полегчало после бани, то иные способы врачевания бессильны.
Баня давно и прочно вошла в повседневную жизнь русского человека. Но мало кто догадывается, насколько «древней» является эта постройка. Правда, ранее она обладала другим наименованием – «мовня» или «мыльня». Современное название встречается в летописях, датированных одиннадцатым веком. Баня издревле считалась местом, где проводят не только гигиенические процедуры, но и избавляются от сглаза. В наши дни ее чаще всего используют для восстановления душевного здоровья.
Постройка считается одной из древнейших на Руси. По заверениям историков, ее появление совпадает по времени с возникновением славян, как отдельного этноса. Считается, что баня объединяет в себя все четыре стихии: воду, землю, огонь и воздух. По преданиям наших предков, после посещения «мовни», человек становился сильнее духом и телом. Славян свято верили в целебные и очистительные «таланты» бани.
Перед принятием важного решения или перед отправкой в дальний путь, человек обязательно отправлялся попариться. Предложение посетить жаркую баньку впоследствии стало символом русского гостеприимства[1].
Формы жанровых направлений ОНН: Празднично — обрядовая.
ОНН зарегистрирован: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,
Номер: ORN337
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН:
Авилова (Гущина) Нина Евсеевна , 1935 г.р., уроженка с. Тоцкое, в данный момент проживающая в с. Тоцкое, 86 лет.
Адарченко Сергей Александрович 1962 г.р., с.Богдановка Тоцкий район.
Ермаков Александр Евгеньевич, 1963 г.р. с. Невежкино Тоцкий район.
Холеева Татьяна Васильевна 1974 г.р. с. Медведка Тоцкого района.
Кучмий Елена Владимировна 1974 г.р., с. Погромное Тоцкий район.
Пономаренко Татьяна Юрьевна 1974 г.р., с. Свердлово Тоцкий район.
Гунц Людмила Александровна 1975 г.р., пос. Суворовский Тоцкий район.
Чувилина Светлана Владимировна 1970 г.р.. Малоремизенский ЦД Тоцкий район.
Амелькина Валентина Яковлевна(Пискунова) 1946г.р.,уроженка с.Малоремизенки, проживающая в с.Малоремизёнка.
Место бытования:
Место бытования ОНН: Российская Федерация, Тоцкий район, с. Тоцкое, Богдановка, Невежкино, Медведка, Погромное, Свердлово, Малоремизёнка, пос. Суворовский.
Сведения об объекте (полное описание):
Авилова Нина Евсеевна , 1935 г.р., уроженка с. Тоцкое, в данный момент проживающая в с. Тоцкое, 86 лет.
«В нашем курмыше бань было всего 4: у нас, у Горбуновых, Пешковых и Рюмшиных.
Наша баня была на два двора. Она стояла на меже в конце огорода между нами и Носовыми( строили её вместе). В бане стоял большой чугунный котел (он ещё «живой» -в него наливают теперь воду на огороде). Воду в него таскали с речки дети (речка протекает рядом с огородом). Зимой речка промерзала глубоко, но всё равно рубили прорубь, я ложилась на лёд, черпала кружкой воду, а брат Николай держал меня за ноги. Внутри бани была каменка, где лежали большие голыши, и полог, где мылись и парились. Баня топилась «по-черному» -весь дым и копоть оставались в бане, дверь чуть приоткрывалась, чтобы дым выходил. Когда жар нагорал, дверь закрывали, открывали небольшую отдушину, чтобы угарный газ вышел. Полог мыли от сажи, а потом мылись. Баню топили дровами и кизяком. Дрова готовили в основном зимой, возили на кровах и лошадях. Но лошадей было мало (хороших отправляли на фронт). У нас в войну на постое было два офицера, иногда они привозили дрова. Баню топили примерно раз в две недели, экономили дрова. Да и баню чтобы нагреть, нужно было топить почти целый день. Поэтому дверь в баню старались чем-нибудь обшить, чтобы удерживать тепло. Мылись быстро, друг за другом. Сначала шли те, кто парился (первый пар). Это мама и тетя Даша. Потом мужики, дети. Если вода оставалась, звали соседей.
Чтобы помыть голову делали щёлк (зола от дерева-лучше дубовый, вяз иногда использовали осину). Золу насыпали в чугун( чугун примерно был на ведро воды), заливали водой, доводили до кипения, отстоится, вода получалась мягкая и мылкая. Иногда мыли голову мылом хозяйственным ( когда было). Воду зря не лили, использовали ограниченно. В войну у всех поголовно от истощения были вши, поэтому одежу вешали на каменкой, чтобы «прожаривалась», а потом в утюг клали угольки и проглаживали швы одежды.
Парились березовым или дубовым веником. В алюминиевом тазике запаривался веник. Потом этой водой полоскали волосы- на них лили кружечкой по чуть-чуть.
После бани обязательно пили чай. В чай заваривали в основном траву и листья, варенье не варили, ягоды сушили. Тыкву парили каждый день, из неё пекли пирожки (чинёнки). В тыкву добавляли сушеные ягоды смородины, земляники, свёклу.
В более позднее время стали заваривать лист эвкалипта как чай и на каменку или запаривать веники с чесноком от простуды. В 70-е-80-годы стали мыть голову в бане желтком, пахтой( сметану сбивали в масло, а жидкость оставшуюся использовали для мытья головы) или кислым молоком. Зайдут в баню -намажут голову, потом моются и только в конце смывают голову.»
Большинство старинных традиций утрачены в нашей современности, но главная осталась-это гигиеническая и оздоровительная.
Адарченко Сергей Александрович 1962 г.р., с.Богдановка Тоцкий район
В нашем селе, наверное, как и в других селах, банным днем считается суббота. Традиционно, баню топят мужчины, пока хозяйки занимаются уборкой в доме и стиркой. И ближе к вечеру идут в баню. Если кто-то любит париться, то идут первыми «в первый пар». Веники запаривают заранее и оставляют в тазах с водой, и этой же водой поддают парку. Считается, что этот пар целебный. Веники готовят летом по своему вкусу. Есть у нас любители липовых веников, дубовых, а в березовые веники добавляют ароматные травы: душицу, крапиву, мелиссу и другие.
Когда перемоются все члены семьи, собираются за столом чаёвничать. Тут тоже у кого какой вкус. Кто-то любит чай черный, кто-то зеленый, а кто и травяной.
Сейчас, когда многие баню сделали с газовым отоплением, с водопроводом, и появилась возможность ходить в баню хоть каждый день, стали стираться и традиции банные. Ведь раньше, когда у всех почти были бани «по-черному», банный день считался почти праздником. Воду в баню носили младшие члены семьи, а её надо было ой как много, чан был литров до ста. Поэтому баню «по-черному» затапливали утром, топили весь день, чтобы нагреть столько воды, да и саму баню прогреть, ведь подтапливать ее нельзя, как в бане «по-белому». И только ближе к вечеру, когда выветривался угарный газ из бани, тщательно отмывали от сажи скамейки, пол и полок, закрывали дверь и мылись по очереди. Сначала взрослые, потому что можно было еще «угореть», а потом дети и старики.
Мы в такой бане не мылись, но старики рассказывают, что дух бани «по-черному» мог даже вылечить человека.
Ермаков Александр Евгеньевич, 1963 г.р. с. Невежкино Тоцкий район:
«В нашем селе банным днём считается суббота. Повсеместно в этот день топятся бани. И хотя село газифицировано, бани топятся исключительно дровами. Считается, что от этого баня теплее и душистей. Баня устроена двумя помещениями: предбанник и помывочная, в которой обустроены палати, для того чтобы париться.
Сельчане заходят в предбанник, раздеваются и проходят в помывочную, где моются и парятся берёзовым или дубовым
веником или смешанным –берёзово-дубовым. хорошо напарившись, зимой ныряют в снег или натираются снегом,
летом обливаются холодной водой. Для образования лечебного пара на каменку льют травяной настой, и образовавшийся пар
воздействует на тело оздоровительным эффектом. По окончании банного процесса, все садятся за стол и пьют чай заваренный на травах с мёдом, ведутся душевные беседы на жизненные темы. До сих пор в Невежкино считают что весь негатив накопившийся у человека за неделю в душе и теле, баня изгоняет и очищает. Человек становится «как будто вновь народившимся».
Холеева Татьяна Васильевна 1974 г.р. с. Медведка Тоцкого района
Издавна строительство бань должно было проводиться на удалении от жилых домов. Это была мера противопожарной безопасности. В современном поселении всё чаще встречаются бани, являющиеся частью жилого дома.
На смену баням по-черному стали строить бани, оснащенные дымоходом. До сих пор баню принято топить по субботам, по этой причине субботу называют банным днем.
Сохранилась традиция делать входную дверь в парную необычной конструкции, она невысокая и оснащена большим порогом. Это необходимо для того, чтобы горячий пар не покидал пределы комнаты.
Русская баня отличается применением в парилке веников. Им уделяют особое внимание. Самый универсальный, легкий и удобный — березовый веник. Он лечит от разных кожных заболеваний и благотворно воздействует на весь организм в целом. Заготавливать веники следует в определенное время – примерно в середине июля, когда начинается уборка озимой ржи.
Существует традиция: для гостя после долгой дороги обязательно топить баньку и отправлять попариться и помыться. Гостей и друзей везут на дачу – на баню и шашлычки. После баньки принято пить чай с травами: чабрецом, душицей, мятой.
В первую очередь в баню идут мужчины, и только после них остальные домочадцы.
Баня была и есть одним из важнейших мест в обиходе наших сельчан и пользуется особым почетом. Хотя, многие не прочь принять душ.
Кучмий Елена Владимировна 1974 г.р., с. Погромное Тоцкий район
В с. Погромном, как и по всей России и за ее пределами любят баню. Для некоторых, это не просто соблюдение личной гигиены, но еще и традиции и своеобразный ритуал.
«Черных бань», распространенных в старину, в нашем селе не осталось. Обычно это деревянный сруб, обложенный кирпичом или обмазанный глиной, а потом побелен известью или мелом. Внутри, обычно, обшито деревом. Оптимальным вариантом материала для отделки парилки является дерево дубовой породы или липы. Настоящие любители бани, заранее думают, когда и как им заготовить веники. Без них баню представить просто невозможно, только правильная заготовка веников для бани может принести пользу – помочь оздоровиться и получить истинное удовольствие от процедур. Наиболее распространенными считают веники из березы, дуба и липы. «Заморские» эвкалипты у нас не очень уважают. Прежде чем затопить баню, нужно набрать воды, сложить дрова в печь. Когда баня начнет нагреваться, нужно вымыть все полки и полы, чтобы «банный дух» был доволен. Глубоко заблуждается тот, кто считает — истопил баньку и все — идеал! Настоящая русская баня — это не только температура и влажность, но еще и банные традиции, целебный аромат трав, колорит и очаровательная красота. В бане можно заваривать донник, душицу, зверобой, кипрей, багульник, мяту. Кто-то заваривает травы заранее, другие готовят отвар прямо перед заходом в парную. Чтобы по помещению потянусь травяные ароматы, достаточно поставить кружку с отваром недалеко от теплой печи. Женщины любят натираться в бане смесью соли и меда, люди говорят: «Соль и мед в бане, главные помощники в борьбе за здоровье». После того как распаришься, если позволяет здоровье, можно нырнуть в пушистый снежок или в бадью с водой. На печке, пару и венике баня не заканчивается, довершить удовольствие от процедур можно, посетив комфортную комнату для отдыха — предбанник. Предбанник – это не только лицо бани, а очень важный элемент всей бани. В предбанники пьют чай с душистым медком и вкусным вареньем, отдыхают после процедур.
Пономаренко Татьяна Юрьевна 1974 г.р., с. Свердлово Тоцкий район
Это была суббота. С утра поставила тесто на пироги у нас в семье традиция пить травяной чай с пирогами после бани. Приготовила веник, который был заготовлен летом, дубовый. Сначала промываю его холодной водой а потом запариваю в деревянной кадушечке кипятком. Ведрами наносила воду.
С начала надо было выгрести золу. Теперь надо наколоть дрова. Целую охапку дров принела в баню. Принесла угля, наложила дрова в печку.
Чтобы хорошо разгорелось, подложила под дрова бересту. Сначала я боялась разжигать огонь, думала, что обожгу пальцы горящей спичкой. Испортила три спички. Потом осмелилась и зажгла спичкой бересту. С интересом наблюдала как разгораются дрова. Закрыла дверку и услышала как загудело в печке.
Вышла на улицу, глянула на трубу, а из неё дым столбом! Ура! Я затопила баню!!!
Гунц Людмила Александровна 1975 г.р., пос. Суворовский Тоцкий район
Истинные любители свято чтят банные традиции. Например, никогда не топят баню в понедельник, а четверг и суббота – самые благоприятные банные дни. Для бани заготавливают берёзовые дрова, они дают больше тепла и жар от таких дров душистый, настоящие любители никогда не переделают баню на газовое оборудование, говорят, души у газовой бани нет. Веники заготавливаю до Троицы, после Троицы сила целебная уходит из берёзки. Прежде чем ломать или резать веники, нужно попросить прощения у дерева. Первыми в баню идут мужчины, первый пар сильный, а потом женщины и дети. Зимой после парилки обязательно обтираются снегом или босиком по снегу походить надо, температурный контраст укрепляет весь организм. Истинный любитель бани никогда не пойдёт мыться в пьяном состоянии, это считалось оскорблением для Банника, да и для сердца такие нагрузки вредны, можно обжечься или получить травму. Нельзя в бане сквернословить и плевать на камни в печи. После каждого банного дня баню приводят в порядок и оставляют в чистоте. Традиция парить гостей в бане сохранилась, но на современный лад, сейчас гостей приглашают на шашлыки и баню, чтобы отпраздновать какое-либо событие. Банные принадлежности ( мочалка, веники пр.) должны быть у каждого свои, это разумно с точки зрения гигиены. В парилку берут с собой пиво или квас, плескают на камни, чтобы дух хлебный был. Сейчас очень модны всякие жидкости для бани, но опять же, это всё химия, а её в нашей жизни итак с избытком. Пользоваться баней надо для собственного здоровья и удовольствия. Будьте здоровы!
Чувилина Светлана Владимировна 1970 г.р.. Малоремизенский ЦД Тоцкий район
Село Малая Ремизёнка, образовалось в 40-х годах 18 века. Первые жители села – выходцы из Мордовии и русскоязычных губерний – Саратовской, Тамбовской.
В 18-19в было привычным, когда из деревни, где мало было земли, некоторые семьи уходили на поиск новых необжитых пространств. Подобрав подходящее место, обязательно рядом с водой, первым делом ставили баню — в ней и жили. Поэтому баня была не просто местом, где можно помыться и отдохнуть, а необходимой хозяйственной постройкой. Здесь лечились, грели воду для скотины, стирали, работали — в общем выполняли массу полезных дел.
Строили бани в деревне всем миром. Это считалось большим праздничным событием. Хозяин-строитель заранее (за год) заготавливал для стройки лес для бани. Из ямы за деревней привозили глину. Ее замачивали водой с вечера и мяли вместе с мякиной (соломой) в круге. Если была лошадь, то мяла она: какой-нибудь малец садился на лошадь и гонял ее по кругу, а мужики добавляли в круг по мере надобности глину, воду и мякину. Когда хозяину не удавалось взять лошадь на конюшне, то в круг залезали пацаны и девчонки лет по 10-12. Вот была потеха: бегают ребятишки по всему кругу взад-вперед, толкаются, кидаются глиной. А глина от их возни мнется, делается эластичной. Переминают глину 2-3 раза. Ребятню родители не зря на эту работу направляли. Все цыпки и трещины на ногах у детишек от жирной глины при пляске в кругу тут же пропадали. Так, что двойная польза выходит: и глина смята, и ноги подлечены. Закрывают готовую глину на ночь тряпками, чтобы закисла и не высохла.
Этим же вечером хозяин стройки ходил по деревне по соседям и созывал их на помощь (в деревне говорили «на помог»). Никто никогда из приглашенных не отказывался: самому придется когда-нибудь строиться: сейчас не пойдешь – кто потом поможет? Вот и собирались все кто не болен,от мала до велика, все кто мог помочь хоть чем-то. Работа, хотя была тяжелой, выполнялась с охотой. Сыпались шуточки, анекдоты, иногда и «соленые», но деревенские бабы и сами были горазды горячим словцом мужика в краску вогнать. Смеялись весело, от души. Так и строили бани в деревнях: быстро, весело и всем миром.
Сердцем бани являлась печь — каменка с камнями-голышами, уложенными слоями от крупных к мелким. Причем печь эта не имела дымохода: таким образом, горячий дым не выносился в трубу, а оставался в воздухе парной, отдавая свой жар поверхностям и притом покрывая их сажей. Для вытяжки предназначалось маленькое отверстие, вырезанное в стене поблизости от очага. Всё в бане по-черному: и ее размеры, и устройство помещения, и способ топки — работало на одну идею: достичь максимального эффекта при минимальном расходе кизяка. Лесов в нашей местности мало, поэтому вместо дров использовался кизяк.
Навоз из-под скота аккуратно собирался всю зиму и весной разбрасывался ровным слоем по площадке; затем его месили лошадью и оставляли сушиться. После частичной сушки и образования полусухого твердого слоя кизяк резали лопатой на квадраты размером удобным для сжигания в печи. Эти «кирпичи» ставили на ребро для хорошей просушки, потом выкладывали в пирамиды (в форме пули) для проветривания и окончательной досушки, и позже прятали в сараи для хранения. Стояли тогда такие «конуса» в каждом дворе почти до самой осени.
Принцип топки бани с давних времен, по сути дела, не изменился. В общей сложности процесс занимает 2–2,5 часа (зимой, при трех закладках, — на час больше). Первая порция дров горит от 40 минут до часа, вторая — час-полтора. Ориентировочный расход дров — 0,2–0,4 м³. Выгребать прогоревшие угли нужно не сразу — их ворошат и оставляют еще на полчаса. Если баня устроена правильно, полноценно париться в ней можно будет в течение как минимум четырех часов, а мягкое тепло сохранится в помещении еще очень долго. Баня должна была быстро разогреваться и долго удерживать тепло, чтобы его хватило на всех многочисленных чад и домочадцев.
Березовые веники для бани было принято заготавливать на большой церковный праздник Троица. При этом ничего плохого от того, что раньше срежешь не случится. Просто к этому времени ветки у дерева покрывались достаточно крупными листами, которые еще не сильно жесткие. А вот самыми полезными считаются ветви березы, заготовленные во время летнего поворота солнца, в то время как лист достигал полной своей зрелости.
При этом опытные банщики говорят о том, что заготавливать веники берёзовые надо в тот период, когда одревеснеют молодые побеги. Они к этому времени приобретут коричневый цвет. В этот период листья уже укрепились, не облетят при заварке. Привязываться к Троице особенно и не стоит, так как она бывает и в мае и даже в июле. В бане париться, полезно и приятно. Поэтому и подготовка веников было делом обстоятельным. Жители знали, когда и как правильно это сделать.
Традиции по сбору веников передавались из поколения в поколение. В сырую погоду, веники не заготавливали. Дерево выбирают обычно молодое, а срезают ветви в первой половине дня, после того, как сойдет утренняя роса. У такого дерева очень нежная листва. Выбирают для веников, которые при ударе не причиняют неприятных ощущений. Прекрасно для этого подходят деревья, растущие у воды. А вот дубовые веники принято резать в августе. Для них выбирают деревья, которые растут в тени леса, в сыром месте. На таких вениках листва дольше продержится.
Считается, что березовый веник в бане, является прекрасным средство при болях в мышцах, вызванных, к примеру, чрезмерными физическими нагрузками. Кроме того, подобная процедура прекрасно отражается на коже. Они способствуют заживлению ран. Березовый веник является и прекрасным средствам для лечения бронхитов. Из веток березы выделяются эфирные масла, которые способствуют отхождению мокроты. В листьях березы есть эфирные масла, дубильные вещества, витамин С, провитамин А. Из них делают отвары. Он прекрасно помогает в борьбе с перхотью.
Первыми из членов семьи в баню шли мужчины — им доставался самый сильный жар, поэтому на полку можно было находиться только в шапке и рукавицах, чтобы не обжечься. За ними мылись женщины, и уже затем, когда пар становился «легким», наступала очередь детей и стариков.
Издавна люди относились к посещению бани с особым вниманием и трепетом. Баня – приносит человеку душевное спокойствие, радость, помогает восстановить силы и расслабить мышцы. Эмоциональный подъем и желание творить – еще один положительный эффект, который дает человеку посещение бани.
Баня — мать вторая: кости распарит, все дело поправит!
Амелькина Валентина Яковлевна(Пискунова) 1946г.р.,уроженка с.Малоремизенки, проживающая в с.Малоремизёнка.
В баню «по-черному» мы ходили к соседям, свою сразу построили по-белому с трубой печной. Сыновья летом обязательно готовят веники березовые, дубовые. А еще мы готовим еловые веники, из чистотела (готовим в мае-июне, запариваем, если на коже какие-либо гнойнички появятся) и крапивы. Сейчас , когда сыновья идут в баню, то берут с собой эфирные масла ( в основном пихта и можжевельник, иногда пиво) и льют на каменку- несколько капель в ковшик с водой и на каменку. Берут также с собой в баню чай. Зимой обтираются после парилки снегом.
Еще 2-3 бани подряд протапливают осиновыми дровами- чтобы выгорела сажа и копоть из трубы.
Исключительность/ценность: Банные традиции и правила поведения являются интереснейшей частью русской истории и культуры.
Тип действия: Исследование.
Принадлежность:
Этнокультурная принадлежность: русская.
Ключевые слова:
Ключевые слова (осн.): Банные традиции, купание, Оренбургская область.
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиций: Непосредственная коммуникация.
Сведения о объекте:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Длительность изготовления — Количество, объем: Несколько дней.
____________________________________________________________________________________________________________________________
[1] https://7kul.ru/traditsii/obryady/russkaya-banya-traditsii-i-obychai