25 июля, 2022
Зелёные Святки в селе Колпакское Гайского городского округа Полный цикл обрядов
Седьмая неделя после Пасхи носит название СЕМИКОВОЙ, или еще «русальной», «зеленой», «гряной». Особенно отмечены три дня: СЕМИК, приходящийся на четверг, РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА и ТРОИЦА, или Пятидесятница, 50 – й день после Пасхи.
Главный день Зеленых святок — СЕМИК, седьмой четверг после Пасхи, считался очень большим праздником. Он открывал сложный комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих зеленеющую землю с центральным персонажем – березкой. Вся природа в это время в силу входит, все зеленеет, цветет. Поэтому дома убирают травою, цветами. Природа, земля всегда несет в себе женское начало, весна – символ юности. От того этот праздник, все его песни и обряды – девичьи, а символ – березка.
Празднование Троицы (старое, доцерковное название – Семик) у нас в народе называли «Зелеными Святками», «Зеленой неделей», «Цветочной Пасхой». Повсюду: на улицах, усадьбах и домах ставили березки, раскладывали цветы на столах, на полу, на подоконниках, лавках и полках. Считалось, что в эти дни трава, цветы, деревья, кустарники обладают целебной энергетикой. До окончания Зеленых святок в доме и на улице нельзя было подметать, чтобы сохранить всю силу растений.
Прихожане в день праздника шли в церковь с букетами. Считалось, что освященные цветы и веточки приобретают целебные свойства. Из них готовили отвары, их добавляли в корм скоту. После церкви обязательно шли на кладбище и украшали могилы ветками березы. Кстати, считалось, что Зеленые святки — это хорошее время для общения с умершими людьми.
Народный праздник — Зеленые святки имеет массу интересных обычаев и примет. В древности в это время устраивались массовые гуляния, проводились обряды на благополучие. В обрядах Зеленых святок приветствовали первую зелень и начало летних полевых работ. Всю неделю перед православным праздником Троица люди радовались приходу тепла, гадали на будущее и привлекали в жизнь удачу.
Многие обряды плавно перетекали из одного дня семицкой недели в другой, начинаясь в Семик, они завершались в субботу или воскресенье. Как правило, если венки завивали в четверг, то развивать их ходили на Троицу или на следующий за Семиком день.
Береза выступала главным атрибутом всей праздничной недели, поэтому с этим деревом связано множество обрядов. Это самое светлое и самое любимое дерево русских лесов. Березка красива, да к тому же полезна. Весной поила она людей сладким соком, зимой обогревала жаром лучших дров, и лечила, и на разные поделки шла. С благодарностью чествовал народ березу, когда надевала она свой зеленый наряд.
В целом, цикл Зеленых святок складывался из нескольких интересных обрядов:
- плетение венков,
- завивание березки,
- похороны кукушки или Русалки,
- кумление.
Формы жанровых направлений ОНН: Празднично — обрядовая.
ОНН зарегистрирован: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,
Номер: ORN334
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН:
Захарова Анастасия Еремеевна (1913 – 2000) г.
Захарова Ольга Александровна 1967 г.р. (внучка Захаровой А.Е.).
Жаксинова (Захарова) Татьяна Александровна 1977 г.р. (внучка Захаровой А.Е.).
Место бытования:
Место бытования ОНН: Российская Федерация, Гайский городской округ, с. Колпакское.
Сведения об объекте (полное описание):
Троица у русских была самым важным народным летним праздником. Эти дни от Семика до Троицы называли также «Зелеными святками», так как праздник был посвящен расцвету природных сил.
«Завивание березок» в разных вариантах и сходные обряды на «Русалью неделю», «Семик» бытовали почти у всех славян. Корни празднеств уходят в дохристианскую эпоху – считается, что таким образом предки задобряли духов воды и дождя, «отводя» от окрестностей своего села засуху и «приглашая» благодатный дождь. Не были исключением и наши земли.
Однако время идет и традиции умирают. Сел и деревень, где проводятся «живые» обряды и игрища, в настоящее время осталось немного. И немудрено – со времен Крещения Руси церковь боролась с языческими верованиями, стремясь переосмыслить древний праздник Березок и Русалок на христианский лад, «переименовав» его в Троицу.
Анастасия Еремеевна Захарова, была «травницей». До глубокой старости ходила в рощу за разными травками, сушила их, «пользовала» своих подруг и немного рассказывала об обрядах нашего села.
Из рассказов – воспоминаний Анастасии Еремеевны Захаровой:
— «Сейчас-то редко кто ходят! А мы и в этом году ходили. Как же без этого? Конечно, не так как раньше – старухи поумирали, а молодежь не умеет как следует все организовать – но ходим. Так у нас испокон веков принято. На Духов день завивают березки, а через неделю развивают, венки делают и в воду бросают. Если чей венок потонет – значит, та девка умрет. В этом году, ни у кого не потонул – значит, хороший год будет. (Надо признать, что «девкам» было далеко за…, но они и, правда, были одинокими — у кого муж на войне погиб, у кого недолго пожил…).
…Это еще от стариков у нас обычай – березки завивать. В Духов день собираются в деревне, ходят, хороводы водят, песни поют. Старухи всем заправляли, а вообще женщины завиванием руководят. Так принято было. Хотя и мужчины в лес ходят. Попоют в деревне, потом идут в лес. Выбирают место, где рядом ржаное поле. Там тоже попоют, потом находят две небольшие березки, их вершины наклоняют навстречу друг другу и их скручивают ветками. В вершинки заплетают ветки, цветы «сажают» в них, лентами украшают. Ну и ходят вокруг этого венка, поют: «завивайся венок, завивайся зеленой, окружись, ощутись, это богу венок, это богу зеленой» . Ну и все – потом уходят. И так березки дугой неделю стоят.
А в воскресенье с обеда, снова за деревней у моста собираются и пойдут с песнями. Людей много было… Собирались опять же пожилые женщины, становятся в круг, хоровод водят, поют… Потом идут к этому венку. С песнями, и там тоже поют: «развивайся венок, развивайся зеленой». Разовьют, сделают из этих березок два венка – их так называли, но по виду, как бы веники или букеты. Березки сломают и сделают эти венки. Цветов тоже в них понасажают, красные платки на них повяжут и идут с этими кустами в деревню, к Уралу. Гармошка обязательно, песни, частушки. Какие помоложе – тоже со своими венками идут. Получалось, два главных венка, и другие. Вот эти два больших венка впереди несли. На реке ужас, сколько народу было – и танцы и пляски. И старинные песни, и новые. Долго веселятся – пока коров уже не придет время загонять.
И тогда говорят пожилые женщины: «ну, пойдемте заливать» Выходят на мост, на край и поют: «заливайся венок, заливайся зеленой». И кидают их. Платки снимают, а венки кидают и смотрят, как они плывут. Бывало, говорят: «не, не залился, ни один не залился». Мол, если зальется, потонет – в этом году человек помрет, какой кидает. И сами от себя люди кидают – наломают веток с берез, сделают, как веник, и кидают. Вот и все – на этом и кончалось»[1].
Когда я стала работать в Центре Досуга, мы понемногу записывали такие рассказы. Кое-что сохранилось в тетрадях, что-то в памяти, что-то старожилы рассказывали.
Конечно, те обряды, что мы проводим сейчас — совсем не то…разве слова песен, да некоторые действия. И «роща» , в которую ходили бабушки, заросла другими деревьями, но хочется, чтоб и наши дети помнили о старине и хоть что-то знали о ней…
А уж украшают входы в палисадники березками у нас в Колпаке до сих пор – у каждого второго двора в праздник «Троицы» своеобразные порталы из воткнутых в землю по обе стороны от калитки веток и ярко-зеленой молодой травы[2].
Обряд «Завивание березки»
После окончания зимнего периода люди радостно встречали весну. Был красивый обряд Семика – завивание березки.
Люди особенно поклонялись природе. Завивание березки – главный обряд на праздник Зеленых святок Семик, символизирующий приход весны. В нем участвовали только девушки, которые отправлялись в лес в четверг.
После выбора дерева, ему завивали ветки. Плели из них косы, нагибали ветки к земле, закрепляли деревянными кольями. В виде украшения выбирали яркие ленты и цветы.
Девушки пели и хороводили вокруг березки:
Святой дух, Троица!
Позволь нам гуляти,
Позволь нам гуляти,
Венки завивати!
Ой, берёзонька! Ой, красавица!
Семик честной, да Троица!
Только у девушек и праздничек!
К нам праздник пришёл, пришла Троица,
Травой-муравой земля покроется.
Красны девицы придут ко берёзоньке,
Хоровод заведут с песней звонкою!
Берёзонька-красавица,
Ты ко празднику нарядилася,
В белый сарафан обрядилася,
Зелёным платком принакрылася.
Ой, берёзонька, ой, кудрявая,
Стоишь ты, берёзонька, посреди долинушки.
Над тобою, берёзонька, птицы поют.
Под тобою, берёзонька, трава шёлковая.
После того, как березка была украшена, иногда приходили парни и дети, чтобы посмотреть на девичьи хороводы и принять участие в общих песнях и плясках а потом устраивали под ней пиршество. Основными блюдами были яйца, яичница, лепешки, пироги и пиво.
Развивали березу на Троицу. Прежде всего, осматривали косы. Развитая коса – к скорому замужеству. Увядшая коса сулила неприятности. Они расплетали ветки, развязывали ленты, а затем опять устраивали праздничную трапезу с яичницей и лепешками, водили хороводы, пели песни,
Обряд «Кумление»
Кумление – один из самых древних обрядов на Троицу, который проводится между девушками, женщинами. Как правило, ритуал посестримства совершают две подруги, принявшие решение таким образом выразить свое духовное родство. «Кумление» — обряд, который отмечается в период Зеленых святок, когда делают завивание березки.
С этой целью выбирается уединенный уголок природы, возле молодых березок. Главной частью обряда является свивание кумильного венка – с помощью ярких лент соединяются несколько ветвей березы в виде кольца. Затем все разбиваются на пары и под обрядовую песню становятся по разные стороны кумильного венка. Во время танца девушки сходятся и расходятся, постепенно сближаясь – по обычаю, затем троекратно целовались через венок и говорили друг другу: «Покумимся, кума, покумимся, чтобы нам с тобой не браниться, вечно дружиться». В завершение обряда кумы дарят друг другу небольшие подарки, также передавая их сквозь венок. При этом можно приговаривать пожелания – хорошего мужа, рождения сына, здоровья, семейного благополучия.
После прохождения обряда «Кумление» у березы совершалась обрядовая трапеза, основными блюдами которой были яйца, яичница, лепешки, пироги, пиво.
Обряд «Кукушку кстить»
Девушки спозаранок уходили в лес и следили, чтобы за ними никто не пошёл, иначе беда будет – парни проследят и отберут «кукушку», надсмехаться будут, а то и на улице какой к столбу приколотят – позор! А для девушек этот обряд глубокий смысл имел – они с детством прощались, девушками становились, невестами, а пряча «кукушку» или ещё лучше по реке вплавь пуская, так от её качеств избавлялись. Она, как известно, свои яйца в гнёзда других птиц подкидывает, и не заботится о судьбе своих детушек. Кому ж охота кукушкой быть, каждая девчонка мечтала о замужестве, материнстве, семье большой!
Куклу эту из травы плели, цветы «кукушкины слезы» вплетали, их по Уралу много растет. Потом лоскутками и тряпочками в платье да платочек наряжали, ленточками украшали, шить при этом нельзя было.
А плотик из веток сухих вязали, да под свадебную песню к реке несли, укладывали на плотик и от берега толкали — «Плыви с Богом!»
Девичьи гадания
Не менее важное и увлекательное действо Зеленых святок – гадания по венкам. В день Троицы девушки с песнями плели венки каждая для себя из березовых веток и украшали их цветами, надевали их на голову и водили хороводы, венки потом бросали на воду. По тому, как плыли венки, девушки гадали о своей судьбе. Чей венок уплывет, та выйдет замуж. Чей венок пристанет к берегу, та в девках останется. Чей потонет, та умрет.
Исключительность/ценность:
После окончания зимнего периода люди радостно весну. Были красивые и значимые обряды: Семик – завивание березки, гадания по венкам. По тому, как плыли венки, девушки гадали о своей судьбе.
Однако время идет и традиции умирают. Сел и деревень, где проводятся «живые» обряды и игрища, в настоящее время осталось немного. Сохранить эти обряды и донести их до наших потомков является главной ценностью и задачей.
Тип действия: Исследование.
Принадлежность:
Этнокультурная принадлежность: русская.
Ключевые слова:
Ключевые слова (осн.): Зелёные Святки, цикл, Оренбургская область.
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиций: Непосредственная коммуникация.
Сведения о объекте:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Длительность изготовления — Количество, объем: Несколько дней.
____________________________________________________________________________________________________________
[1] Записано со слов Захаровой О.А, МБУК «ЦКС» Гайского городского округа, Колпакский ЦД – директор.
[2] Записано со слов Захаровой О.А, МБУК «ЦКС» Гайского городского округа, Колпакский ЦД – директор.