25 мая, 2022
«Согревание младенца Иисуса» Рождественский обряд села Покровка Грачёвского района
Покровка — село в Грачёвском районе Оренбургской области, входит в состав Новоникольского сельсовета. Основано в 1827 году переселенцами из Курской губернии.
Отличной особенностью празднования в селе Покровка является обряд «Согревание младенца Иисуса Христа». Обряд передается из поколения в поколение. Сторожили села, которым далеко за 80, помнят, что их деды и прадеды проводили ежегодно этот обряд.
Этот обряд представляет большой интерес, т.к. существовал схожий поминальный обычай возжигания костра — «Греть покойников». Цель обряда — «передать» тепло умершим предкам. В Воронежской, Курской, Орловской, Тамбовской губерниях ещё в XIX веке однодворцы жгли костры ранним утром в Сочельник или на Рождество (Коляду), кое-где также на Новый год и Крещенье[1].
По своему происхождению — это южновеликорусский обряд. В Курской губернии костёр делался посреди двора из навоза, соломы из постелей, бросали в него зерно и корм для живности, немного ладана. Считается, что в это время усопшие родители приходят обогреваться и что от этого огня пшеница народится ярая (красная). Во время горения костра стояли молча, вспоминая родителей и произнося про себя молитву.
В первый день Рождества среди дворов сваливается и зажигается воз соломы, в той слепой уверенности, что умершие в это время встают из могил и приходят греться. Все домашние при этом обряде стоят кругом в глубоком молчании и сосредоточенном молитвенном настроении. Зато в других местах около этих костров, взявшись за руки, весело кружатся, как в хороводе на Радунице.
В Орле «на Рождество, Новый год и в день Крещения хозяин дома брал горшок с огнём и куль соломы; попрощавшись с домашними, он отправлялся на огород; здесь он сперва полагал три поклона лицом к востоку, потом зажигал сноп соломы с ладаном и приговаривал: „Ты, святой ладонок и серенький дымок, несись на небо, поклонись там моим родителям, расскажи им, как все мы здесь поживаем!“».
В селах Болховец Белгородского уезда и Лучки Корочанского уезда, а также в селе Талицкий Чамлык (Тамбовский уезд) обряд справлялся на Святках и состоял в обрядовом жжении соломы и назывался «жечь перины» или «греть покойников».
Формы жанровых направлений ОНН: Празднично — обрядовая.
ОНН зарегистрирован: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,
Номер: ORN330
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН:
Федотова Л.И., Киреева В.И. — старожилы, носители традиционной народной культуры.
Жительницы Грачёвского района Оренбургской области — село Покровка.
Место бытования: Российская Федерация, Оренбургская область, Грачёвский район, Покровка.
Сведения об объекте (полное описание):
Отличной особенностью села Покровка (основанного в 1827 году) является обряд «Согревание младенца Иисуса Христа». Этот обряд передается из поколения в поколение. Сторожили села, которым далеко за 80, помнят, что их деды и прадеды проводили, ежегодно, этот обряд. В Рождественскую ночь хозяева выносили солому на дорогу, перед своим домом и ранним утром на Рождество зажигали костры, чтобы обогреть Иисуса.
Что примечательно, если дым от костра стелился прямо к самому небу — абсолютно каждый верил, что обогревая, таким образом, Христа, получит то, что и в их дом также придет тепло, благополучие, здоровье и достаток. После проведенного обряда, по селу начинали ходить ряженные. Они, как правило, заходили в каждый дом, где их непременно ждали с самыми разными угощениями: на столах стояли, приготовленные заранее, пряники, конфеты, леденцы, печенье; некоторые хозяева пекли вкусные и ароматные пирожки и пирожные. Так же считали правильным раздать ряженым, помимо сладостей, небольшое количество монеток. Все старались угодить, задобрить ряженых, ведь они приходили в дом с самыми хорошими пожеланиями, которые оставались там до следующего Рождества.
Ряженые тоже очень старательно и требовательно относились к подготовке к Рождеству. Ведь именно они говорили те слова, которые должны сопутствовать людям целый год. Они заранее готовили костюмы: представители женского пола наряжались в яркие, цветные платки, в длинные, пестрые юбки, красили щеки малиновым, свекольным цветом. Мужской пол воплощался и в пиратов, и в шутов, и в скоморохов, и веселых ребят. Кроме нарядов ряженые обязаны были приготовить слова, которые будут говорить, входя в каждый дом, желая хозяевам здоровья, счастья, успехов, везения, благополучия, любви и всего самого светлого. Поэтому они готовили стихотворения, шутки, веселые песни.
В селе Покровка есть Рождественская молитва, которые знают все старожилы села. Их внуки также просят поведать эту молитву, учат ее и рассказывают на Рождество.
Вот её текст: «Рождество Твоё, Христи Боже наш, озарило мир светом знания, ибо через него звездам служащие звездою были научаемы. Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило, Господи, слава Тебе».
Рождество, по мнению жителей села – это самый добрый и искренний праздник. И те обычаи, которые проводятся в этот праздник каждый год в селе Покровка, оберегаемы и хранимы народом. Это стало духовно-культурной ценностью. Это общая, Покровская традиция, объединяющая всех селян.
Исключительность/ценность:
Каждое поколение вносило в произведение что — то новое. В основном, дополнениями, являлись театрализованные действия, благодаря чему праздник обретал новое звучание, но смысл и ход обрядового действия оставался из поколения в поколение неизменным.
Тип действия: Исследование.
Принадлежность:
Этнокультурная принадлежность: русская.
Ключевые слова:
Ключевые слова (осн.): русские, традиция, Оренбургская область.
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиций: Непосредственная коммуникация.
Сведения о объекте:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Длительность изготовления — Количество, объем: Несколько дней.
_________________________________________________________________________________________________________________
[1] https://ru.wikipedia.org/wiki/Греть покойников#