30 января, 2018
История Украины в её песнях
Наименование ОНН: Песни села Новониколаевка, Гайского района Оренбургской области,
Язык наименования: украинский, русский
Форма выражения ОНН: Реконструкция украинской песни и быта.
Современное место бытования ОНН:
Российская Федерация, Оренбургская область, Гайский район, с. Новониколаевка.
Формы жанровых направлений ОНН: Исполнительские искусства
ОНН зарегистрирован: ГБУК «ОМЦНТ», Номер: ORN038
Полное наименование: Областной методический центр народного творчества
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Лица, имеющие отношение к ОНН:
ФИО: Карпенко Светлана Александровна
Тип ответственности: Носитель
Место работы: МБУК МЦКС Гайского района, директор ЦД
ФИО: Таракина Елена Александровна
Тип ответственности: Носитель
Место работы: МБУК «МЦКС», худ. рук-тель ЦД
ФИО: Музыченко Галина Владимировна
Тип ответственности: Носитель
Место работы: Новониколаевская СОШ, учитель
ФИО: Романова Татьяна Александровна
Тип ответственности; Носитель
Место работы: Библиотекарь
ФИО: Каракоцкая Светлана Викторовна
Тип ответственности: Носитель
Место работы: Новониколаевская СОШ, библиотекарь
ФИО: Каракоцкая Елена Викторовна
Тип ответственности: Носитель
Место работы: Новониколаевская СОШ, директор школы
ФИО: Логинова Елена Петровна
Тип ответственности: Носитель
Место работы: индивидуальный предприниматель
ФИО: Ишмаева Ирина Федоровна
Тип ответственности: Носитель
Место работы: Новониколаевская СОШ, учитель
ФИО: Шинкаренко Наталья Григорьевна
Тип ответственности: Носитель
Место работы: Новониколаевская СОШ, учитель
ФИО: Ушкова Тамара Яковлевна
Тип ответственности: Носитель
Место работы: Детский сад в с. Новониколаевка
ФИО: Елистратова Антонина Григорьевна
Тип ответственности: Носитель
Место работы: Новониколаевская СОШ, учитель
ФИО: Криминская Галина Ивановна
Тип ответственности: Носитель
Место работы: МБУК «МЦКС», руководитель вокальной народной группы «Крыныця»
Описание:
Люби Украину. как солнце люби,
Как ветер, как воды, как травы
В минуты невзгоды ты с нею скорби
И радуйся в час её славы
Люби Украину, трудом и мечтой
С вишневою будь Украиной,
С красой её новой и вечно живой
Язык её славь соловьиный.
Шёл 1893 год. На Украине была очень высокая плотность населения. Не было земли, чтобы держать хоть какое- то хозяйство, корова была одна на несколько дворов, огорода или совсем нет или маленький участок. В это время правительство проводило реформу и разрешило малоимущим семьям переехать на постоянное место жительства в Оренбургскую губернию.
В голубом безоблачном небе слышно звонкое пение жаворонка, а выше чуть видно, как парит орёл , с высоты высматривая добычу. В долинах с солнечной стороны, переливаясь в радужных красках цвели подснежники, тюльпаны, над ними порхают бабочки и пчёлы. Столбиком у своей норы стоит суслик, а сурок лёг на возвышенность
у своей норы , греется принимая солнечные ванны после зимней спячки. В озёрах плавали дикие утки, гуси и лебеди, выводя своё потомство в зарослях камыша
В 1902 году была эта местность облюбована переселенцами с Украины, которые бежали от гнета панов. Кто добирался на конях, а кто на горбах запряженных быками. Эта земля принадлежала богатому земледельцу Хусаинову. Переселенцы арендовали у него землю и начали строительство нового села, назвали его Новониколаевка, так как были все из Новониколаевской губернии. Дома и постройки строили из самана, лес возили из Башкирии. Серпами косили траву для скота (трава была выше пояса), ведь предстояла суровая зима, это не Украина, где -4 уже « сильный мороз». А с весны опять работы – непочатый край, сами делали сохи из дерева, впрягали быка (редко лошадь), распахивали землю мужчины, надавливая на плуг руками, а женщины шли следом и засевали из решета зерном пашню. В августе урожай поспевал, его жали серпами, колосья связывали в снопы, снопы ставили на землю вертикально, чтобы зёрна дозревали, подсохли, потом их сносили во дворы и молотили цепями. Но надо было ещё сохранить урожай, и крестьяне объединялись, чтобы было легче и строили на несколько человек амбары. Хотя было нелегко переселенцам осваивать наши земли, они не забывали свою украинскую музыку, украинскую песню. С песней встречали весну, работали в полях, собирали урожай. Украинская народная песня широко известна и любима в нашем селе. Не случайно не одно празднество, ни одно гулянье не обходится без неё. Народная песня и сегодня помогает объединять наши великие народы, показывает, насколько глубоки наши общие корни, насколько родственны наши души. Песня — это душа нарда, это великое искусство, выраженное с удивительной проникновенностью. Оно становится близким и любимым человеку любой национальности. Н.В. Гоголь писал «Народная песня – это народная история, живая, полная красок, истины, история, которая раскрывает жизнь народа». Украинцы издавна славились своей музыкальной историей. Она хранит в себе множество имен композиторов и музыкантов. которых до сих пор вспоминают, когда речь заходит о музыке. Музыка является национальной традицией украинского народа. Песня стала главным спутником человека. Вот и для народной вокальной группы «Крыныця» украинская песня является историческим наследием своего села. В направлении украинской песни коллектив работает с 1980 года с этого же времени носит и имя своё «Крыныця» ( с украинского «колодец»).
«Кры-ны-ця» слово лёгкое дуновение ветерка ласкает слух это название. И глядя на участниц, думаешь, что действительно оправдывается название «колодец», наполненный до самых краёв богатейшим талантом, историей, традициями и, конечно же, песнями украинского народа. Помним мы и выступления « старейшин» — это З.А. Бараниченко, М.А. Бойко, Л.Н. Куковинец, Г.А. Алексеенко, А.В.Недорезовой Л.М. Мацибора, Г.И. Царюк . А А.Г. Елистратова и Т.Я.Ушкова поют на сцене до сих пор. Благодаря этим людям в селе ещё звучит украинская песня. В состав народной вокальной группы входят люди разных профессий это учителя , работники детского сада, предприниматели, библиотекари. Это Музыченко Г.В., Романова Т.А., Каракоцкая С.В., Каракоцкая Е.В., Таракина Е.А., Логинова Е.П., Ишмаева И.Ф., Шинкаренко Н.Г., Карпенко С.А., Ушкова Т.Я., Елистратова А.Г., руководитель группы Криминская Г.И.. Люди добрые, душевные , как бы ни было тяжело, всё равно находят время и приходят на репетиции. Люди идут по зову сердца. Без песни, без общения они не могут. В их исполнении звучат украинские народные песни, это «Повий, витре, на Вкраину», « Нич яка мисячна, зоряна, ясная», « Ой на гори, там женци жнуть» « Добрий вечир дивчино», обрядовые песни «Горила сосна палала», «Скажи нащо тебе я полюбила» и.т.д. патриотические «Засвистали козаченьки», Ихав козак за Дунай», «Ихав козак на вийноньку» и песни современных композиторов. Этот коллектив выступает на районных и областных фестивалях. В этом году его приглашали на фестиваль украинской песни «Шевченковский март» в город Оренбург. В 2000году коллектив был приглашён на фестиваль украинской культуры «Ветры Родины на Урале» в городе Челябинске. В 2004 году в нашем селе проходил областной праздник «Свято украинской культуры», в 2009 году была приглашена на праздник украинской культуры в Саракташ.
Александр Довженко в своё время сказал «Украинская песня – это гениальная поэтическая биография украинского народа» Это и в самом деле так, так как устное народное творчество — это и история и целебно вечно действующий источник духовной жизни народа, могущественный фактор познания окружающего мира и определённые памятки относительно будущего.
Украинские народные песни и думы — это национальный эпос, в котором отразились как историческая память народа так и его национальное сознание, без которых нет человека, который самоотверженно любит свой край. Народная песня вместе с поэзией Т.Г. Шевченко открыла миру красоту украинского языка. Вопреки царскому запрету украинского языка, Т.Г. Шевченко провозгласил что «Наша дума, наша песня не умрет, не погибнет….» И это стало лозунгом для украинцев на многие лета. Поэзии украинского народа присуши глубокие патриотические чувства, сочувствие к порабощённым, вера в лучшее будущее. Героями народных исторических песен и дум являются выдающиеся деятели народа. чья слава не зависела от богатства, а только от самоотверженного служения родному народу, даже вопреки предвиденному поражению. Любимыми героями украинских исторических песен о борьбе с турецко — татарскими ордами являются казаки — запорожцы, люди чрезвычайного мужества и отваги, добра и чести, люди с безграничной любовью к родному краю
Украинские исторические песни и думы стали тем живительным источником, из которых черпали и будут черпать , сюжеты для своих произведений не одно поколение художников. Именно на основе исторических песен написана драма « Сава Чалый» Ивана Карпенка- Карого , « Маруся Чурай» Лины Костенко и много других произведений
Сведения об особенностях ОНН:
Исключительность/Ценность:
Устное поэтическое творчество – это не просто источник духовной жизни народа, это могущественный фактор познания природы и человека, добра и зла, правды и несправедливости, красивого и безобразного в жизни. Так как именно в фольклоре народы сознают свою самобытность, своё историческое назначение так же, как и украинский народ. Каждый народ большой или малый, стремится осмыслить собственную историю – прошлое и современное бытие, мысленным взором – мечтой достигнуть в грядущее, будущее или осмыслить прошлое.
Сведения о действиях над/с ОНН:
Тип действия: Сохранение
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиций:
Передача исполнительского мастерства участниками народной вокальной группы «Крыныця», воспринятого от жителей села Новониколаевка.
Сведения о бытовании ОНН:
Российская Федерация, Оренбургская область, Гайский район, с. Новониколаевка.
Наименование количественной характеристики измерения ОНН:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Длительность выкупа
Количество,объем: 1 -1,5 час
История Украины в её песнях