26 января, 2022
Сказания и предания Оренбургских степей: Урус Тау
Топонимические легенды – это яркий образец устного народного творчества, передаваемый от одного поколения жителей села к другому. Легенды помогают нам понимать и помнить события прошлого. Они очень интересны, несут в себе значительную информацию, объясняют происхождение названия деревни и других географических объектов вблизи деревни. За многими легендами стоит подлинная реальность.
Завьяловский Петр Тимофеевич (н.ф. Зароченцев) родился 21 ноября 1897 года в с. Завьяловка Бугурусланского уезда Самарской губернии. Окончил Самарский сельскохозяйственный институт, учился в Чкаловском педагогическом институте. В 1918-1919 гг. – лектор, секретарь, затем редактор Центропечати Оренбургского РОСТА[1].
Лето 1919 г. провел на фронтах гражданской войны, подготовил сборник «Два года Октябрьской революции в Оренбургском крае». В 1920 году командирован в Самару, поступил на агрономический факультет сельхозинститута.
Во время голода в Оренбуржье и Поволжье отозван в Бугуруслан на должность редактора уездной газеты «Луч коммуны». Печатался в газете «ОК» (1917). Издал три книги рассказов, основанных на документальном материале «При лунном свете» (1921), «Вставай!» (1921), «Где счастье?» (1921), сбор от которых поступал в пользу голодающих детей.
С конца 1922 г. вновь в Самаре: секретарь Самарской ассоциации пролетарских писателей «Слово», репортер газеты «Коммуна».
В 1937 году поступил на вечернее отделение литературного факультета Оренбурского педагогического института.
В 1940-е годы жил в Бузулуке, работал агрономом, занимался сбором фольклора. Им собрана тысяча сюжетов, легенд и сказок, пять тысяч частушек, 2500 примет. Они вошли в сборник «Фольклор Южного Урала», вышедший в начале 40-х годов в пяти томах.
В Бузулуке Пётр Тимофеевич написал документальную повесть «Поволжская трагедия» о голоде 1921-1922 годов. Плодотворная и успешная работа открыла ему двери в Союз писателей, он стал кандидатом в члены этого объединения в 1952 году. Долгое время сотрудничал в газете «Под знаменем Ленина».
Умер 12 августа 1959 года. Похоронен в г. Бузулуке. В Бузулуке сохранился дом, в котором проживал Завьяловский: улица Октябрьская, д. 91А.
Большой интерес представляют собранные им, в 1939 году, предания Оренбургских степей, выборку из которых мы и хотим вам представить[2].
Формы жанровых направлений ОНН:
Исполнительские искусства.
ОНН зарегистрирован: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,
Номер: ORN322
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН:
Материалы собраны Петром Тимофеевичем Завьяловским в 1939 году.
Тип ответственности: носитель
Место бытования:
Оренбургская и Самарская области.
Сведения об объекте (полное описание):
Урус Тау.
Переселенческая легенда.
От белого царя пришла на русские выселки бумага и Васылю, сыну бедного Пахома, забрили лоб. Ни о чем так не горевал Васыль, как о своей жинке Ганне, слывшей на всю округу красавицей. Васыль любил ее больше степи ковыльной, больше лета знойного, больше отар овечьих. Киргизы завидовали счастью Васыля. Один аксакал табун кобылиц предлагал, чтоб только Васыль уступил ему свою Ганну, но Васыль гордо отказывался. Другой аксакал хотел Ганну украсть, но Васыль во время открыл затею старика и Ганна по прежнему осталась его женой.
Теперь Васыль уходил в солдаты. Десять лет долгой разлуки, десять лет серой солдатской жизни отделить Ганну от Василя, но Василь не падал духом. Он верил и не допускал мысли, чтоб Ганна досталась другому.
В одну из осенних зорь Ганна проводила мужа белому царю на службу. В дом Пахома зачастили джигиты. Они съезжались с далеких степей, с горных белоснежных кряжей, с бурных речек Аму и Сырь- Дарьи, глаз не сводили с красавицы Ганны. Но она словно не замечала гостей, словно не слышала их любовных вздохов. Неподкупность Ганны еще более зажигала любовь к ней джигитов.
На третий год солдатчины Васыля в дом Пахома приехал молодой красавец джигит. Он был так силен, что шутя ломал подковы и легко сваливал на землю годовалого быка. Только ему первому улыбнулась за три года разлуки с Васылем. С этой улыбки зачастил джигит в дом Пахома.
По весне реже стал джигит бывать в доме Пахома. Хозяин заметил и высказал джигиту свое недоумение. Джигит не отказывался, что стал редко его навещать и оправдывался тем , что аул готовится к перекочевке в степи ион, джигит, целыми днями занят в табунах и отарах. В последний приезд джигит пробыл не долго, и по ранней зоре уехал в степь. Через два дня Ганна пошла на родник за водой и не вернулась. Долго искали Ганну по аулам, но так и не нашли.
В первые дни на выселках потужили о Ганне, а потом год за годом память о ней стерлась. Только с возвращением из солдат Васыля вспомнили о Ганне.
Васыль созвал выселковцев и повел перед ними речь: «Ганна — моя радость, моё богатство, посоветуйте где её искать?» старики, упершись в бороды молчали, затаилась и молодежь, недоуменно пожимала плечами.
Ничего от них не добился Васыль! Оседлал кобылу, сунул нож в голенище и с верной собакой Дружком потянул в степь.
Исколесил все степные дали, опросил всех встречных и поперечных — никто о Ганне ничего не мог сказать.
Подъехал он к роднику напоить коня и увидел женщину, черпавшую кумганом воду.
Васыль спросил её, — не знает ли она в каком ауле живет русская солдатка Ганна.
Женщина ответила: «Она у нас старшая, а живет в ауле за горой»
Васыл отыскал аул и потребовал от джигита вернуть жену. Джигит заявил, что он не уступит
Ганну и готов биться за нее. Кто останется в живых, того и будет Ганна.
Васыль согласился, и они пошли на вершину утеса.
Проведав об уговоре джигита и Васыля, Ганна пошла следом за ними. Когда она вошла на вершину утеса, то увидела двух катающихся в схватке человека. Рыжая собака Васыля в страхе металась поодаль и жалобно скулила.
Увидев Ганну, Васыль ей крикнул:
— Помоги, моя радость. Убьёт меня джигит!
Ганна и с места не тронулась:
— Кто останется в живых, с тем и жить буду.
— Джигит все сильнее наседал на Васыля, уже подмял его под себя и схватил камень, чтоб размозжить противнику голову. Собака, увидев в занесенной руке камень, впилась джигиту в руку и повалила его наземь. Высвободившийся Васыль выхватил из голенища нож и по самую рукоять вонзил в грудь соперника. Тот повалился замертво.
Жалко стало Васылю человека. Собрал груду камней и наложил целый холм над телом убитого.
— Васыль — подошла к нему Ганна — теперь я твоя!
— Такие жены никому не нужны — сказал Васыль и сбросил её с утеса.
С тех пор утес и стал называться Урус- Тау.
Исключительность/ценность:
Топонимика пробуждает интерес к прошлому и настоящему своей родины, к родным местам. Легенды несут в себе интересную информацию, объясняют происхождение названия деревни и других географических объектов вблизи деревни, рассказывают о людях, в честь которых была названа деревня.
Тип действия: Исследование.
Принадлежность:
Этнокультурная принадлежность: русская.
Ключевые слова:
Ключевые слова (осн.): легенды, Урус Тау, Оренбургская область.
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиций: Непосредственная коммуникация.
Сведения о объекте:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Длительность изготовления — Количество, объем: Несколько дней.
Скачать
____________________________________________________________________________
[1] https://map.gcbs-buzuluk.ru/11-kat-personalii/108-zavyalovskij-pjotr-timofeevich
[2] Предания и сказки Оренбургских степей: сборник / сост. П. Завьяловский; под ред. [и предисл.] В. Сидельникова. — Чкалов: Чкалов. кн. изд-во, 1948. – 161 с.: ил.