27 сентября, 2022
Щедрование
Щедрование — это обряд, сопровождаемый песнями — пожеланиями благополучия, достатка и процветания в Новом году, за который хозяева дома должны вознаградить тех, кто «щедрует». Посевание – давний Святочный весёлый и красивый восточно-славянский обряд, который проводили наши предки, чтобы увеличить урожай в следующем году (т.е. имел земледельческую направленность). Обряды проводились в канун Старого Нового года.
В поселок Комсомольский обряды привезли первоцелинники из Белоруссии и Украины. Они хорошо прижились в поселке и успешно передаются уже третьему поколению односельчан. За время существования на целинной земле обряды претерпели некоторые изменения, однако основные традиции по- прежнему соблюдаются.
В современном мире люди забывают об обычаях, а уж говорить об их значении совсем не приходится. Проблема эта очень актуально в наше время. Окружающая действительность с каждым годом меняется и трансформируется. Течению времени подвержены и наши национальные ценности. Меняется одежда, мода, появляются всё более совершенные достижения человеческого прогресса, меняются взгляды и убеждения. Развитие человечества происходит очень быстрыми темпами. И в этих условиях человеку особенно важно не упустить самого главного, не оторваться от своих корней. А связующим звеном являются наши национальные культурные ценности, наши традиции, обряды.
Время идёт, меняется все, история переписывается, но традиция остаётся неизменной веками.
Люди и сейчас и в древности понимали: человек без традиций, как птица без крыльев. В современном обществе очень остро стоит вопрос обесценивания личности. И причиной тому — как раз незнание своих традиций. А ведь национальные традиции -это опора, которая даёт Силу, уверенность и чёткие ориентиры, следуя которым человек никогда не собьется с пути. А главное — будет ценить опыт предыдущих поколений и накопленные ими знания и себя, как потомка и хранителя этого огромного опыта и знаний. Сохраняя традиции, мы сохраняем собственную самобытность.
Осознание культурного наследия делает человека более развитым и богатым духовно. Очень важно чувствовать связь с предыдущими поколениями. Уважение к своим корням является истинным проявлением патриотизма.
Обряд Щедрование распространён не только на территории Оренбургской области, он также представлен на территории Украины, южной Белоруссии, в западно- и южнорусских областях, частично — в восточных районах Польши и Словакии.
У словаков этот ритуал совершался в канун Рождества, называемый Štedrýdeň/večer. Центрально-русским аналогом является овсеньканье, а северно-русским — виноградье. Сходное в основных чертах с сербским, болгарским и греческим колядованием, а также молдавскими и румынскими «плуговыми» песнями (молд. и рум.Plugu š orul), щедрование отличается от них, главным образом, тем, что это название новогоднего обряда известно только восточным славянам. У чехов и словаков Соче́льник называется «Щедрым днём» и величальные или христославные песни поются под Рождество. Посевание (рус. (ходить) посевать, обсевать, засевать; белор. засеўкі, абсяванне; укр. засявуха, засівати, посівати; польск. posiewać — Подляшье) — восточно-славянский обряд, совершавшийся в первый день нового года или на Рождество и направленный на обеспечение урожая в наступившем году. Входил в состав новогодних обходов домов и включал ряд действий, относящихся к магии первого дня. В Польше и Словакии точно такой же обряд назывался chodzićnapodsypkę (ходить на посыпку) или obsypka (обсыпка). Обряд схож с западно- и южно-славянским обрядом «полазник».
Формы жанровых направлений ОНН: Празднично — обрядовая.
ОНН зарегистрирован: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,
Номер: ORN339
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН: Мещерякова Наталья Ивановна. 1963 года рождения
Тип ответственности: Исследователь
Место работы/ Адрес: Культурный организатор Комсомольского сельского дома культуры; Российская Федерация, Оренбургская область, Адамовский район, п. Комсомольский.
Место бытования: Российская Федерация, Оренбургская область, Адамовский район, поселок Комсомольский.
Сведения об объекте (полное описание):
Щедрование — славянский новогодний ритуал обхода домов с исполнением песен-благопожеланий и получением вознаграждения от хозяев дома.
Традиция колядовать, щедровать и посевать пришла к нам со времен язычников. Это одно из любимых занятий и развлечений, как взрослых, так и детей. По старой традиции колядуют вечером 6 января, в ночь перед Рождеством. Щедруют вечером 13 января, а посевают на рассвете 14 января. Вечером 13-го января уже на протяжении нескольких веков славяне традиционно отмечают «Щедрый вечер», получивший свое название от традиции накрывать к ужину богатый стол. Считалось, что чем больше вкусностей будет выставлено на столе, тем лучше и богаче будет жизнь семьи в наступившем году. По церковному календарю, 13 января отмечается также день памяти преподобной Мелании (Меланки, Маланки, Миланки), а 14 января – день святителя Василия Великого. Наши мудрые и практичные предки учли и этот момент, органично совмещая церковные и народные (зачастую идущие еще с языческих времен) традиции. Поэтому в народе ночь с 13 на 14 января называли встречей Василия с Меланкой (Маланкой) и посвящали им некоторые обряды. Утром 13 января хозяйки готовили праздничный ужин из 12 непостных блюд. На накрытом столе, наряду с другими яствами, обязательно должны были присутствовать блюда из свинины (поскольку святой Василий Великий считался покровителем свиноводов) и кутья, которую называли щедрой. Также пекли блины, пироги, делали жаркое и домашнюю колбасу, лепили вареники с сыром и творогом. Этими яствами одаривали щедровальников (13 января) и посевальщиков (14 января). Щедруют вечером в канун Старого Нового года. Характерное их отличие от колядок — припев «Щедрый вечер, добрый вечер добрым людям на здоровье!». Предки считали, что в Щедрый вечер приходит Маланка-Вода с Василием-Луной, погостить и принести хозяевам достаток и удачу на грядущий год. Щедровальники обходят по домам с вечера до полуночи, заходят после приглашения хозяев. Щедруют в основном девушки, но и холостяцкие группы также ходят. Все ребята одеваются в маски, а один из них в женский наряд. Мужскую группу прозывают «водят Меланку», а ряженого в женщину «Меланкой». Щедровальники читают добрые пожелания хозяевам, желая богатого урожая, приплода скота, хорошего роения пчел, благополучия, здоровья, счастья и процветания. Они веселят танцами, песнями и шуточными сценками. Предки верили в каждое слово и магическую функцию щедровок. Посевать, или засевать (утро 14 января)Рано утром 14 января, когда начинает рассветать, молодежь ходит по домам и посевает. По народным верованиям, 14 января первым в дом должен войти мужчина – как ребенок, так и взрослый: это принесет достаток и счастье. Девушки счастья не принесут, поэтому традиционно засевают исключительно парни. Мужчины наполняют тканевые мешочки или рукавицу зерном: пшеницей, ячменем, рожью, рисом. Обычно посевать начинают с собственного дома, за что родители одаривали парней сладостями и деньгами. Придя в дом, посевальщики должны у хозяев спросить разрешение проводить обряд. Обычно отказов никогда нет, т.к. посевальщик всегда желанный гость. Зайдя в дом, посевальщики приветствуют хозяев, поздравляют с Новым годом, засевают зерном квартиру и обсыпают хозяев. Это действие сопровождается словами: «Сеем, веем, посеваем, с Новым годом поздравляем! Хоть и Старый Новый Год — все равно добро несет!».
Хозяева приглашали посевальщиков к столу, угощали пирогами, одаривали яблоками и баранками. А по желанию самым щедрым благодарением были деньги.
Зерно, которым посевали, считается оберегом, поэтому его не выметают до заката солнца. По давнему обычаю переодетые, закончив ритуальный обход, утром идут на перекрёсток сжигать «Деда», или «Дидуха», — снопы соломы, что стояли наготове от Святого вечера до Нового года, потом прыгают через костёр. Это обряд очищения от общения с нечистой силой. К сожалению, именно эта часть обряда полностью утрачена на сегодняшний день.
Посеванием занимались и во время свадьбы и опять действия связаны с плодородием, но уже для новобрачных. Зерно должно было принести в их дом много потомства и счастья.
Сам обряд посевания и щедрования также претерпел серьезные изменения:
В — первых, оба они слились воедино: и щедруют, и посевают в одно и то же время, в ночь с 13 на 14 января.
Во- вторых, щедровальщики и посевальщики редко наряжаются в костюмы животных.
В третьих: Щедровки христианского периода отличаются глубоким нравственным содержанием, наполненным христианкой любовью, милосердием и почитанием матери. Современные щедровки утратили древний магический и христианский, глубоко нравственный смысл. Сейчас главное – хозяев развеселить и детей разбудить.
Существует множество щедровок и коротких стихов для посевальщиков:
1. Сеем, веем, посеваем, С Новым годом вас поздравляем!
2. К счастью, на здоровье, на Новый год,
Чтобы вам уродилось лучше, чем на прошлый год!
3.Конопля под потолок, а лен до колена,
Чтоб у вас, хозяев, голова не болела!
Будьте здоровы с Новым годом и с Василием!
4.Дай, Боже! Сею, рассеваю
Овсом, рожью,
Милостей божьей!
На крутой творожок
Пастуху пирожок!
5.Сеем-веем, посеваем,
С Новым годом поздравляем
Открывайте сундучки,
Доставайте пятачки.
Дайте тыщу, дайте пять,
Не жалейте двадцать пять.
Если вы богаты,
Дайте ползарплаты.
6.Сеем, веем, посеваем,
С Новым годом поздравляем.
Счастья будет вам горой,
Урожая воз большой.
Уродись у вас овес,
Чтобы на два метра рос.
Уродись у вас пшеничка,
И горох, и чечевичка.
Чтоб гостей не в проворот
Было в доме целый год!
На столе всегда пирог.
Легких-легких вам дорог!
Исключительность/ценность: Народные традиции и правила поведения являются интереснейшей частью русской истории и культуры.
Тип действия: Исследование.
Принадлежность:
Этнокультурная принадлежность: русская.
Ключевые слова:
Ключевые слова (осн.): Щедрование, посевание, Оренбургская область.
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиций: Непосредственная коммуникация.
Сведения о объекте:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Длительность изготовления — Количество, объем: Несколько дней.