20 февраля, 2018
Праздник урожая у поляков Оренбургской области
Описание:
Обжинки, или Дожинки — по-польски «dożynki» — старинный славянский праздник, приуроченный к завершению жатвы. Он и по сей день отмечается в разных видах в славянских странах. В Польше с обжинками связаны красочные празднества, которые каждый год проходят в городах и деревнях по всей стране. Празднуется этот праздник и оренбургскими поляками.
Точной даты у Дожинок нет. Обычно это какой-либо выходной день в августе или сентябре.
Впрочем, конкретный день праздника зависит от ряда региональных особенностей, климата и местности. Дожинкам уже много веков, и это один из праздников, который и в наше время отмечается не просто повсеместно, но и с присущим с давних времён этому событию колоритом[1].
Место бытования ОНН: Российская Федерация, Оренбургская область.
Формы жанровых направлений ОНН: Празднично-обрядовая культура
ОНН зарегистрирован: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,
Номер: ORN118
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН: Отдел народного творчества ГАУК «РЦРКОО»,
Тип ответственности: Исследователи
Организации, имеющие отношение к ОНН:
Наименование: ГАУК «РЦРКОО»,
Тип ответственности: Фиксация
Описание:
В Польше и в польских диаспорах зарубежом и сейчас празднуют Дожинки. Это праздник окончания жатвы. Конечно, это событие имеет яркий аграрный характер, в старину крестьяне таким образом выражали свою радость по поводу окончания жаркой поры — уборки зерна.
Главным атрибутом дожинок является дожинковый венец. Раньше соревновались, кто сделает самый красивый. Эти венцы делаются из зерна, украшались цветами, лентами, раскрашенной соломой. Они огромного, в рост человека, размера.
После изготовления венца наступает время праздничной процессии: наряженные люди (сейчас наряжаются в региональные костюмы) несут венец. Раньше зажиточные хозяева специально нанимали жнецов, в конце работ те делали венец, вручали его хозяину, а тот ставил угощение. Теперь «хозяином жатвы» символически является ксендз. Все лучшее несут в костел. После торжественной части наступает веселье. Этот ритуал сохранился до наших дней. Только если раньше стол накрывали зажиточные хозяева для своих работников, то теперь угощение готовится либо собственными силами, либо устраивается просто ярмарка, где каждый может купить угощение на свой вкус и кошелек[2].
Сведения об особенностях ОНН:
Состояние бытования:
Сохранение наследия предков является наши дни актуальной проблемой и национальные традиции является в этом плане мощным связующим звеном между новой, живой культурой этносов и опытом предшествующих поколений.
Форма бытования: Аутентичная
Исключительность/Ценность:
Внешним, отличительным признаком любого народа является его национальный быт, поэтому пережив в течение веков определенные трансформации, до сегодняшнего времени он сохраняет свою значимость, как один из показателей этничности.
Сведения о действиях над/с ОНН:
Тип действия: Сохранение
Наименование действия: Собирательская и исследовательская деятельность
Проводится: Ежегодно
Условия действия: Мероприятия ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Исполнитель:
сотрудники ГБУК «ОМЦНТ»,
Место действия: Оренбургская область,
Метод действия: Метод полевых исследований
Принадлежность:
Этнокультурная принадлежность: польская
Ключевые слова:
Ключевые слова(осн.): Национальный, Оренбургская область,
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиций:
Непосредственная коммуникация
Наименование количественной характеристики измерения ОНН:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Количество постановок— Количество,объем: Более 5
[1] http://polomedia.ru/news/tradicii/dozhinki-obzhinki-ezhegodnyy-prazdnik-sbora-urozhaya-v-polsh
[2] http://rusimm.ru/poland/2014/09/01/dozhinki.html