12 ноября, 2014
Национальные костюмы населения Оренбургской области чуваши
Чувашское население составляет 0,6% от общей численности населения, проживающего в Оренбуржье. Оренбургская земля подарила чувашскому народу много ярких, талантливых имен. Среди них Влас Иванович Иванов – Паймен, писатель, родившийся в 1907 году в селе Верхне-Игнашкино; участник войны, поэт Владимир Иванович Грибанов, родившийся в деревне Андреевка Курманаевского района.
Чувашская народная одежда имеет сходства с костюмами народов Средней Азии и Казахстана. Выявлено много общего с нарядами этнографических групп туркмен, в частности, племени нохурли. Так, форму чувашской тухъи повторяет тахъя девушек нохурли, шерстяные онучи долак близки к тăла и т. д. Параллели наблюдаются с одеждой ногайцев, авар, этнографической группы греков — урум и других народов Кавказа.
Типологическое сходство наблюдается в традиционной одежде народов Урало-Поволжья — это покрой одежды, орнаментация, стиль украшений, общность названий предметов народного костюма.
Общую структуру имеют рубашки луговых марийцев и анат енчи, головные полотенца шарпан марийцев и сурпан вирьял и анат енчи, налобные повязки, поясные подвески солык и сěлкě, женские украшения из бисера и монет почкама (мар.) и ама (чув.), ошпу и хушпу с открытым верхом, такия и тухъя и т. д. Пласт параллелей, существующий в одежде и украшениях луговых марийцев и чувашей анат енчи и анатри, относится, надо полагать, к болгарскому времени. К более позднему времени следует отнести сходство между одеяниями вирьял и горных марийцев[1].
Сходства выявляются при сравнении костюмов чувашей, с одной стороны, татар (казанских, кряшен, мишарей), башкир, удмуртов (особенно этнографической группы бесермян), мордвы, с другой.
Чувашская народная одежда и украшения — богатейшая сокровищница материальной и духовной культуры прошлого. В тысячелетних традициях сосредоточены связи времени, племен, народов, культур разных географических регионов Азии и Европы. Костюм чувашей тесно связан с земледельческим укладом жизни.
Место бытования ОНН: Российская Федерация, Оренбургская область.
Формы жанровых направлений ОНН: Техники и технологии
ОНН ЗАРЕГИСТРИРОВАН: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,
Номер: ORN067
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН: Отдел народного творчества ГАУК «РЦРКОО»,
Тип ответственности: Исследователи
Организации, имеющие отношение к ОНН:
Наименование: ГАУК «РЦРКОО»,
Тип ответственности: Фиксация
Описание:
Традиционная одежда отчётливо отражает историческое развитие, социальные и природные условия существования, эстетические предпочтения, а также этногрупповые и этнотерриториальные особенности чувашского народа. Основу женской и мужской одежды составляла белая рубаха кĕпе. Она изготавливалась из одного полотнища конопляного (посконного) холста, перегнутого пополам и сшитого по продольной линии. Боковины закрывались прямыми вставками и клиньями, расширявшими книзу силуэт рубахи. Прямые и узкие рукава длиной 55—60 см вшивались под прямым углом и дополнялись квадратной ластовицей.
Женские рубахи имели высоту 115—120 см и центральный грудной разрез. Они орнаментировались вышитыми узорами по обеим сторонам груди, по рукавам, вдоль продольных швов и по подолу. Контур узоров выполнялся чёрными нитками, в их расцветке преобладал красный цвет, дополнительными были зелёный, жёлтый и тёмно-синий. Главными узорами были нагрудные розетки кĕскĕ или ромбовидные фигуры сунтăх (пуштĕр, кÿнчĕк, кĕсле) из красных домотканых или ситцевых лент.
Мужские рубахи имели высоту 80 см и орнаментировались скромнее. Правосторонний грудной разрез выделялся полосками вышитого узора и красными лентами, а также треугольной красной нашивкой.
В конце XIX века в низовой группе анатри распространились рубахи из цветных домотканых холстов улача в синюю или красную клетку. Их украшали нашивками из ситца по груди и плечам, а по подолу — 1—2 оборками из цветной фабричной ткани или цветного домотканого холста. Поверх рубахи повязывали фартук чĕрçитти — орнаментированный, из белого холста или цветной, из красной, синей, зелёной пестряди. Верховые чуваши носили белый фартук саппун с нагрудником, украшенный узорами на подоле. Подпоясывались 1—2 поясами пиçиххи и закрывали тыльную часть фигуры подвесками разного вида: старинными украшениями из трубок и чёрной бахромы хÿре, вышитыми принадлежностями сарă, по бокам — парными подвесками яркăч. До XX века у чувашей бытовал особый вид распашной обрядовой одежды типа традиционного халата — белый прямоспинный шупăр. Он отличался длинными узкими рукавами и богатой орнаментацией с сочетанием вышивки и аппликации в верхней части, вдоль бортов и по подолу. Обязательной принадлежностью женской и мужской одежды были белые штаны йĕм с широким шагом, длиной до щиколоток или выше.
Сведения об особенностях ОНН:
Состояние бытования:
Сохранение наследия предков является наши дни актуальной проблемой и национальный костюм является в этом плане мощным связующим звеном между новой, живой культурой этносов и опытом предшествующих поколений.
Форма бытования: Аутентичная
Исключительность/Ценность:
Внешним, отличительным признаком любого народа является его национальный костюм, поэтому данное методическое пособие начинается именно с этой темы. Национальный костюм пережив в течение веков определенные трансформации, до сегодняшнего времени сохраняет свою значимость, как один из показателей этничности.
Сведения о действиях над/с ОНН:
Тип действия: Сохранение
Наименование действия: Собирательская и исследовательская деятельность
Проводится: Ежегодно
Условия действия: Мероприятия ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Исполнитель:сотрудники ГБУК «ОМЦНТ», Место действия: Оренбургская область, Метод действия: Метод полевых исследований
Принадлежность:
Этнокультурная принадлежность: Чуваши
Ключевые слова:
Ключевые слова(осн.): Национальный, Оренбургская область,
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиций:
Непосредственная коммуникация
Наименование количественной характеристики измерения ОНН:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Количество постановок— Количество,объем: Более 5