19 мая, 2014
Национальные костюмы населения Оренбургской области (русские и украинцы)
Традиционная русская народная одежда была распространена на среди крестьянского населения и не отличалась особенным разнообразием. Русское население Оренбуржья принесло эту традицию на территорию края с прежних мест своего обитания.
Русский мужской костюм состоял из холщовой рубахи, штанов и лаптей с онучами. Люди, имеющие определенный достаток носили сапоги, башмаки, чеботы. Эта обувь делалась из телячьей, конской или коровьей кожи. Сапоги имели длину до колен, башмаки носились с ичетыгами т.е. сафьяновыми чулками или получулками, чеботы представляли собой полусапожки с загнутыми кверху носами. Обувь всегда была цветная, как правило, красная и желтая, хотя иногда встречалась зеленая, голубая, белая, телесная.
Русские мужские рубахи делались широкие и короткие, опускались сверху исподнего платья, подпоясывались низко и слабо узким пояском, который назывался опояска. По подону и по краям рукавов рубахи расшивались узорами.
Мужские штаны (порты) шились без разрезов. Основной материал из которого они изготовлялись — сермяга (грубая шерстяная ткань), холст, сукно, шелк.
Штаны стягивались узлом, с помощью которых регулировалась их ширина. По длине штаны достигали только колен.
Наиболее распространенный цвет штанов красные, хотя встречаются и другие цвета — желтые и лазоревые.
Непременным атрибутом мужской одежды являлся пояс, выходить без него на люди считалось неприличным.
Женская одежда была похожа на мужскую, хотя и имела ряд отличий. Так, в частности, женская рубаха была длинная. На рубахи одевались летники, как правило белого цвета, имеющий застежку снизу доверху, до самого горла. Иногда летники были крашенными. Сверху одевалось накидное платье.
Позднее русская одежда приобрела несколько дополнительных типов — рубаха и сарафан, расширенный к низу и подпоясанный на груди: рубаха, юбка; рубаха, исподница, понева.
Голова замужней женщины убиралась волосником (подубрусником) шапочкой из материи, поверх которой одевался платок (убрус).
Кроме этого, существовали и другие головные уборы замужних женщин — кики, кокошники и прочее.
Девушки носили на голове венцы (обручи без верха). При чем волосы обязаны были быть заплетены в косы.
Для украшения иногда использовали, в случае замужних женщин, различного рода имитаторы волос — косицы. Например, в Северном Оренбуржье, а также в Тамбовской области — это перья птицы соединенные вместе и обшитые бахромой.
Основной и непременный элемент как мужского, так и женского украинского народного костюма- рубаха. Материал, из которого изготовляются рубахи — конопляное или льняное полотно. С распространения фабричных тканей стали использовать полотно, получаемое в процессе промышленного производства.
В зависимости от местности, край рубахи менялся. Соответственно менялось и украшение рубахи. Различают три типа украшений — тупикообразные, поликовые (заставками) и украшения по кокетке.
Виды орнамента также были разными, традиции использования которых передавались из поколения в поколение. Орнаменты подразделялись на геометрические (ромбы, розетки, звезды и др.) и растительные.
По характеру вышивки на одежде можно было определить возраст людей, их семейное и общественное положение.
Цветовая гамма украинского национального костюма, в применении к вышивке, также подлежала определенной дифференциации. Выделяют одноцветные, двухцветные и полихронные вышивки.
Для украинцев, живущих в Польше, Черниговщине, Полтавщине характерны одноцветные вышивки. Среди украинцев Киевщины и большей части Подолии двухцветные. Полихронные вышивки характерны для Западного Подолья и Карпат.
Для начального этапа заселения украинцами Оренбуржья характерно преобладание выходцев из Слободской Украины, Полтавщины. Позднее, в период Столыпинской реформы, значительное число украинцев, жителей Оренбургской губернии, прибыло из Черниговской, Киевской территорий Украины. Здесь наблюдалось как одноцветная, так и двухцветная вышивка. Появление, как в годы Великой Отечественной войны, так и позднее западных украинцев, так называемых «западенцев» привело к привнесению традиций полихромной вышивки, т.к. по своему происхождению эти были бойки и лемки, расселенные до появления их в Оренбуржье в карпатском регионе юго-восточной Польши.
По использованию цвета в вышивке украинцы также подразделяются на несколько групп. Так, выходцы из северной части Украины предпочитают красный цвет (Черниговщина и Волынь), сочетание красного цвета с синим (реже с черным) характерно для выходцев из Полтавщины, юга Черниговщины, Харковщины, Киевщины и северных районов Днепропетровщины и Херсоновщины.
Южные районы характерны сочетанием синего (черного), красного, желтого цветов.
Для выходцев из северо-западных областей Украины характерно сочетание традиций различных народов, что нашло свое отражение в национальном костюме. Подобное состояние вещей характерно и для оренбургских украинцев.
Наиболее распространенной на Украине и в Оренбуржье является одежда Среднего Приднестровья. И там и здесь она считается классической, хотя наиболее древний тип (вид) традиционной прямоспинной одежды украинцев еще сохраняется в Карпатах и Подолье.
Наиболее типичный мужской костюм украинцев Оренбуржья, а также Украины — длинная рубаха, тупикообразногоо типа, или сорочки с поликами (стрелковые), заправленные в штаны.
Разрез сорочек на груди был прямым. Штаны были широкими, с просторными карманами, подвязанные специальным ремешком — очкуром. Все это подпоясывалось поясом, достаточно широким. Как в Оренбуржье, так и на Украине широкое распространение получили так называемые «чорнобрывци» — сапоги с цветными (красными, желтыми, зелеными) голенищами и черными передками.
Женская украинская традиционная одежда отличалась двумя типами сорочек: — с цельнокроенным рукавом, пришитым по основе ткани, и с — прямыми поликами, пришитыми по основе и по утку.
Вместо юбки, которая пришла с запада, традиционной для украинок является так называемая «дерга», т.е. длинный кусок ткани, обертываемый вокруг талии. Кроме дерги, встречается «запаска», состоящая из двух половин темной шерстяной материи, которые носили одну впереди, а другую сзади. Дерга и запаска — типичная рабочая одежда женщин — украинок. В праздничные дни плахта была вышивной и ее половинки сшивались до середины. В данном случае плахта носилась так, чтобы не сшитые концы выступали с боков, слабо подвернутые и перегнутые. Передняя часть плахты закрывалась особым фартуком — «передницей». Подобный тип праздничной одежды был распространен, как в Харьковщине и Полтавщине, так и в среде украинцев Оренбуржья, выделяя их этим типом поясной одежды от других групп населения Украины.
Женщины покрывали волосы чепцом (очипком), поверх которого надевали платок. Девушки заплетали волосы в одну или две косы и повязывали косынкой, при чем макушка оставалась открытой. Зажиточная часть украинок носили ботинки-черевики или сапожки.
Место бытования ОНН: Российская Федерация, Оренбургская область.
Формы жанровых направлений ОНН: Техники и технологии
ОНН ЗАРЕГИСТРИРОВАН: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,
Номер: ORN056
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН: Отдел народного творчества ГАУК «РЦРКОО»,
Тип ответственности: Исследователи
Организации, имеющие отношение к ОНН:
Наименование: ГАУК «РЦРКОО»,
Тип ответственности: Фиксация
Описание:
Внешним, отличительным признаком любого народа является его национальный костюм, пережив в течение веков определенные трансформации, до сегодняшнего времени сохраняет свою значимость, как один из показателей этничности.
Его роль и место, как в национальной культуре края, так и за ее пределами значительны и многоплановы. Национальный костюм отражает душу народа, его пристрастия и привычки, эстетические и культурные ценности.
Сведения об особенностях ОНН:
Состояние бытования:
Сохранение наследия предков является наши дни актуальной проблемой и национальный костюм является в этом плане мощным связующим звеном между новой, живой культурой этносов и опытом предшествующих поколений.
Форма бытования: Аутентичная
Исключительность/Ценность:
Внешним, отличительным признаком любого народа является его национальный костюм, поэтому данное методическое пособие начинается именно с этой темы. Национальный костюм пережив в течение веков определенные трансформации, до сегодняшнего времени сохраняет свою значимость, как один из показателей этничности.
Сведения о действиях над/с ОНН:
Тип действия: Сохранение
Наименование действия: Собирательская и исследовательская деятельность
Проводится: Ежегодно
Условия действия: Мероприятия ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Исполнитель:сотрудники ГБУК «ОМЦНТ», Место действия: Оренбургская область, Метод действия: Метод полевых исследований
Принадлежность:
Этнокультурная принадлежность: Русская и украинская
Ключевые слова(осн.): Национальный, Оренбургская область,
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиций: Непосредственная коммуникация
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Количество постановок— Количество,объем: Более 5