6 октября, 2014
Казахский обряд «Шаш алу» – отращивание прядей волос
Своеобразный хохолок на головах казахских ребятишек, в прошлом часто вызывавший улыбку у путешественников, призван был служить оберегом от сглаза. Прядь волос, которую при стрижке оставляли у мальчиков на макушке, называли айдар.
Издревле главной задачей подобных причесок считалось отвлечь внимание недоброго глаза. Люди верили, что волосы обладают огромной силой оберега для ребенка, который, как считалось, очень привлекателен для черных сил. По сей день люди верят, что „айдар” является связующей нитью между ребенком и космосом, таким образом защищая и оберегая младенца и позволяя ему получать свыше нужные знания и энергию. Также считается, что ребенка, у которого есть „айдар”, ни в коем случае нельзя обижать, поскольку сказанные им слова могут сбыться, а сила, кроющаяся в его руках, может дорого стоить обидчику. Чаще всего „айдар” отрезают мальчику в тот день, когда совершают обряд обрезания, что символизирует переход в более взрослую жизнь.
По этому случаю устраивали специальное празднество – шаш алу(стрижка волос)и придавали особое значение. Для этого приглашали всех взрослых мужчин аула и самый старший из них первым срезал прядь волос с головы малыша. При этом аксакал произносил пожелание: “Жасын узак болсын!” – “Долгих лет жизни тебе!”. После этого он передавал ребенка другому и каждый присутствующий проделав тоже самое, одаривал виновника торжества деньгами или сладостями.
Вообще коса у мужчин была атрибутом еще домусульманских тюрок, которые использовали ее в качестве защиты в бою (кочевники использовали свои косы в качестве своеобразного щита, который мог притупить удар меча, нанесенный врагом). После принятия ислама отращивание волос себя так и не изжило, а сегодня является скорее данью современной моде.
Место бытования ОНН: Российская Федерация, Адамовский район, п.Кусем
Формы жанровых направлений ОНН: Празднично-обрядовая культура — Обряды
ОНН зарегистрирован: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,
Номер: ORN065
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Лица, имеющие отношение к ОНН:
ФИО:Башбаева Айнагуль Хангиреевна
Тип ответственности:Исследователь
Дата рождения: 29 сентября 1975 года
Место работы/ Адрес: МБУК «ЦКС» Кусемский сельский клуб.
Кусемский сельский клуб
Адрес: п.Кусем,ул.Зеленая,2
Описание:
Своеобразный хохолок на головах казахских ребятишек, в прошлом часто вызывавший улыбку у путешественников, призван был служить оберегом от сглаза. Прядь волос, которую при стрижке оставляли у мальчиков на макушке, называли айдар.
Издревле главной задачей подобных причесок считалось отвлечь внимание недоброго глаза. Люди верили, что волосы обладают огромной силой оберега для ребенка, который, как считалось, очень привлекателен для черных сил. По сей день люди верят, что „айдар” является связующей нитью между ребенком и космосом, таким образом защищая и оберегая младенца и позволяя ему получать свыше нужные знания и энергию. Также считается, что ребенка, у которого есть „айдар”, ни в коем случае нельзя обижать, поскольку сказанные им слова могут сбыться, а сила, кроющаяся в его руках, может дорого стоить обидчику. Чаще всего „айдар” отрезают мальчику в тот день, когда совершают обряд обрезания, что символизирует переход в более взрослую жизнь.
Вообще коса у мужчин была атрибутом еще домусульманских тюрок, которые использовали ее в качестве защиты в бою (кочевники использовали свои косы в качестве своеобразного щита, который мог притупить удар меча, нанесенный врагом). После принятия ислама отращивание волос себя так и не изжило, а сегодня является скорее данью современной моде.
По национальной традиции казахи стригут малыша, когда ему исполняется 40 дней. Если родители не хотят стричь его в это время, они просто могут срезать прядь волос на голове крохи в любом месте.
А еще, к примеру, восточные астрологи уверены, что даже самая обычная стрижка волос может повлиять на судьбу. Тибетцы указывают как на благоприятные дни для стрижки (бритья) волос (эти дни позитивно влияют на долголетие, удачу и внешнюю привлекательность), так и на неблагоприятные, поскольку стрижка в эти дни может повредить жизненную силу человека и навлечь беду.
Сведения об особенностях ОНН:
Исключительность/Ценность: Свадебная обрядность села Секирина представляет особую ценность в силу того, что она зафиксирована очень подробно на самых разных уровнях, поскольку элементы традиционной свадьбы сохранялись здесь вплоть до 1990-х годов. Так, к примеру, и сейчас на второй день свадьбы невеста надевает традиционный костюм, а также проводятся все обрядовые действа второго свадебного дня.
Форма бытования: Частично аутентичная в активном бытовании, частично в пассивном.
Принадлежность: Этнокультурная принадлежность: Казахская
Ключевые слова: Айдар волос (чуб, хохолок) обычно на голове мальчика; сильный, могучий, знаменитый.Оберег.
Техники исполнения ОНН:
„Айдар” бывает двух видов:
1. Выбритая почти наголо голова, на макушке оставлена часть волос, которых ни в коем случае не должно было касаться острие бритвы. На казахском языке это звучит как „кiндiк шаш”, т.е. волосы, проросшие еще в утробе матери. Эту длинную прядь заплетали в косичку. Свято верили в то, что именно этот „айдар” обладает сверхмагической силой.
2. Все то же самое — выбритая голова, оставленная на макушке косичка, но только волосы уже не раз бритые.
Наименование: Шаш алу-отращивание прядей волос
Историко-этнографическая характеристика:
Вообще коса у мужчин была атрибутом еще домусульманских тюрок, которые использовали ее в качестве защиты в бою (кочевники использовали свои косы в качестве своеобразного щита, который мог притупить удар меча, нанесенный врагом). После принятия ислама отращивание волос себя так и не изжило, а сегодня является скорее данью современной моде.
По национальной традиции казахи стригут малыша, когда ему исполняется 40 дней. Если родители не хотят стричь его в это время, они просто могут срезать прядь волос на голове крохи в любом месте.