Региональный центр развития культуры Оренбургской области
Региональный центр развития культуры Оренбургской области
ГАУК "РЦРКОО"
 Для слабовидящих
  • Главная
  • О центре
    • Наши сотрудники
    • Наши услуги
    • Деятельность
    • CМИ О НАС
  • МЕДИА
    • Аудио
    • ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
    • ФОТОГАЛЕРЕЯ
  • Документы
    • В сфере культуры
    • Общие документы
    • Противодействие коррупции
  • Народное творчество
    • «Мелодия степного края»
    • Реестр объектов нематериального этнокультурного достояния
    • Народные коллективы
      • Фольклорный жанр
      • Театральный жанр
      • Инструментальный жанр
      • Хореографический жанр
    • Клубы ДПИ и ИЗО
    • В помощь
    • Положение
  • Независимая оценка
    • Независимая оценка bus.gov.ru
  • Открытое пространство
  • Библиотека
  • Главная
  • О центре
    • Наши сотрудники
    • Наши услуги
    • Деятельность
    • CМИ О НАС
  • МЕДИА
    • Аудио
    • ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
    • ФОТОГАЛЕРЕЯ
  • Документы
    • В сфере культуры
    • Общие документы
    • Противодействие коррупции
  • Народное творчество
    • «Мелодия степного края»
    • Реестр объектов нематериального этнокультурного достояния
    • Народные коллективы
      • Фольклорный жанр
      • Театральный жанр
      • Инструментальный жанр
      • Хореографический жанр
    • Клубы ДПИ и ИЗО
    • В помощь
    • Положение
  • Независимая оценка
    • Независимая оценка bus.gov.ru
  • Открытое пространство
  • Библиотека
  • Главная

26 августа, 2025

Сватовство (обычаи татарского населения Оренбуржья)

Фото 1: Татарская семья начала ХХ века. Элемент фотографии. Источник – https://id.pinterest.com/pin/554083560402291736/.

Как утверждают известные исследователи татарской культуры и обычаев Д.Р. Шарафутдинов и Р.Б. Садыкова — в предсвадебной группе обрядов … татар, так же как и у других народов, выделяются сватовство, сговор и помолвка.

Сватовство заключалось в обговаривании условий заключения настоящего брака. Сватать отправляли, как правило, кого-нибудь из родственников жениха, уважаемых, бойких на язык людей. В некоторых деревнях были специальные свахи. Сваху в доме невесты принимали с почетом, сажали непременно на подушку, угощали чаем. Как правило, при первом ее посещении родители невесты давали уклончивый ответ: надо подумать, приходи через несколько дней. Это время они использовали для сбора всевозможных сведений о женихе – возрасте, состоянии, поведении и т.д[1].

Формы жанровых направлений ОНН:

Празднично-обрядовая.

ОНН зарегистрирован: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,

Номер: ORN408

Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»

Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 31а.

Информация об ответственности относительно ОНН:

Лица, имеющие отношение к ОНН:

ФИО:  Бадретдинова Рима Ядкаровна. Директор СДК , с. Бакаево, Северного района, Оренбургской обл.

Тип ответственности: Носитель.

ФИО:  Бизякина Марина Вечеславовна.

Тип ответственности: Исследователь.

Место работы/ Адрес:

Местонахождение: Российская Федерация, Оренбургская область,  Северный район, село Северное.

Место бытования:

Российская Федерация, Оренбургская область,  Северный район, село Северное.

Сведения об объекте (полное описание):

Согластно местной обрядности, считалось, что сватами (яучы) могли быть только старший брат жениха с женой или какой-либо другой старший родственник с супругой. Предполагалось, что число сватов должно было быть чётным.

Сватать можно было в любой день недели, кроме вторника. Если сватам на встречу попадалась женщина с  пустыми вёдрами или же неприятные соседи, или же чёрная  кошка  перебежала дорогу, то сватовство откладывали на другой день. Перед тем, как идти сватать девушку, сваты заходили к мулле, чтобы он, в свою очередь, одобрил их замысел  и пожелал удачи. Сваты, идя по улице, не показывали, тщательно скрывали свои замыслы. Объясняли это тем,  что злые духи могли помешать намеченному действию.

Их узнавали по спущенной поверх обуви штанине, причём такой вид принимали как мужчины, так и женщины.  В очень редких случаях атрибутом сватов являлся деревянный посох.

Штанину спускали непосредственно перед входом в дом.  Заходили обязательно с правой ноги, под матицу не садились, во избежание неудачного исхода дела. Сваты изначально начинали разговор на посторонние темы, а уже затем переходили к главной цели своего визита. Девушка  при сватовстве не присутствовала, если же была, то закрывала лицо платком. Сваты приносили с собой сладости, выпечку, их  в  свою очередь угощали чаем.

Вариант сватовства состоял из трёх этапов:

в  первый раз сваты «смотрели» невесту,

во второй раз рассказывали о женихе, восхваляли его достоинство.

Лишь на заключительном этапе сватовства вместе со сватами приходили родители парня.

При удачном окончании данного визита стороны обговаривали сроки  проведения свадьбы,  уточняли размеры калыма (мэхэр), приданного.

Девушка оставалась в родительском  доме до тех пор, пока не был выплачен весь мэхэр[2].

Сваты о цели своего прихода говорили в иносказательной форме, поскольку оно считалось магическим средством обмана и запутывания злых сил.  Одной из распространённых фраз была следующая: «Бездэ кемеш, сездэ  — алтын, аларны бергэ кушыйк.» (перевод: У  нас  есть  серебро,  у  вас  —  золото,  давайте соединим их в одно  целое). Такого рода иносказания были характерны и  для русского свадебного обряда.

Согласия девушки не спрашивали, всё решали её родители. Если жених не нравился, либо был  беден, или же снискал  себе неблагоприятную репутацию, то ему, как правило,  отказывали и в таком случае говорили: «Кызны бирмибез, чыгып китегез — ишек тобендэ балта  белэн сэнэк эзер» (перевод: Не отдадим  дочь,  уходите,  топор  и  вилы  готовы у двери.)

Если  родители  девушки  были  согласны, то они  назначали день проведения никах, обговаривали сроки свадебного пира и устанавливали мэхэр. В состав мэхэр  входили  следующие  предметы: золотые украшения, комплект зимней и летней одежды, домашняя утварь, посуда, постельное бельё, мёд, масло, определённая сумма денег  для  родителей невесты[3].

Исключительность/ценность:

Татарский обряд сватовства не только красивый, но и важный элемент культуры, который укрепляет семейную связь, передает семейные ценности и создает основу для будущего совместного счастья. Он является неотъемлемой  частью культурного наследия татарского населения Оренбургского края, т.к. способствует сохранению и передаче их культурных традиций.

Тип действия: Исследование.

Принадлежность:

Этнокультурная принадлежность: татарская.

Ключевые слова:

Ключевые слова (осн.): Сватовство, сваты, обряд, Оренбургская область.

Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:

Способы передачи традиций: Непосредственная коммуникация.

Сведения о объекте:

Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Длительность изготовления — Количество, объем: Несколько дней.

[1] Д.Р.Шарафутдинов, Р.Б.Садыкова. Семейные и календарные обычаи и обряды татар – Казань 2012 г., с.9-11

[2] https://vk.com/wall-77057653_50451

[3] https://vk.com/wall339350933_8177

________________________________________________________________________________________________________________________________________-

Скачать

Баурсаки (свадебный десерт татар)
Казахское жилище во время зимних кочевий

© 2017 - 2025 ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»

Телефон: +7 (3532) 77-07-55

Политика конфиденциальности

Email: onmc_cul@mail.ru

Яндекс.Метрика

Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с  политикой конфиденциальности


Согласен
Не согласен
Показать снова