Региональный центр развития культуры Оренбургской области
Региональный центр развития культуры Оренбургской области
ГАУК "РЦРКОО"
 Для слабовидящих
  • Главная
  • О центре
    • Наши сотрудники
    • Наши услуги
    • Деятельность
    • CМИ О НАС
  • МЕДИА
    • Аудио
    • ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
    • ФОТОГАЛЕРЕЯ
  • Документы
    • В сфере культуры
    • Общие документы
    • Противодействие коррупции
  • Народное творчество
    • «Мелодия степного края»
    • Реестр объектов нематериального этнокультурного достояния
    • Народные коллективы
      • Фольклорный жанр
      • Театральный жанр
      • Инструментальный жанр
      • Хореографический жанр
    • Клубы ДПИ и ИЗО
    • В помощь
    • Положение
  • Независимая оценка
    • Независимая оценка bus.gov.ru
  • Открытое пространство
  • Библиотека
  • Главная
  • О центре
    • Наши сотрудники
    • Наши услуги
    • Деятельность
    • CМИ О НАС
  • МЕДИА
    • Аудио
    • ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
    • ФОТОГАЛЕРЕЯ
  • Документы
    • В сфере культуры
    • Общие документы
    • Противодействие коррупции
  • Народное творчество
    • «Мелодия степного края»
    • Реестр объектов нематериального этнокультурного достояния
    • Народные коллективы
      • Фольклорный жанр
      • Театральный жанр
      • Инструментальный жанр
      • Хореографический жанр
    • Клубы ДПИ и ИЗО
    • В помощь
    • Положение
  • Независимая оценка
    • Независимая оценка bus.gov.ru
  • Открытое пространство
  • Библиотека
  • Главная

25 сентября, 2025

Ключевское предание «Матвеевская пещера и разбойники»

Фото 1: Матвеевская пещера Тюльганского района. Фрагмент фотографии.

Предание — это жанр фольклорного несказочного и несакрального нарратива, разрабатывающий историческую тематику в её народной трактовке. Характеризуется установкой на достоверность и факультативным (в отличие от легенды) наличием элемента чудесного. Сюжеты преданий существуют в историческом времени и повествуют об исторических или квазиисторических персонажах.

В отличие от легенды, этот жанр никак не связан с циклическим временем[1].

Историческое предание Тюльганского района «Матвеевская пещера и разбойники» не только сохраняет отдельные события далёкого прошлого, но и формирует целостное представление об местной, региональной истории, наделяя исторических персонажей (не обязательно позитивного характера) фольклорно-мифологической значимостью.

Предание было записано  в Тюльганском районе библиотекарем Ключевской библиотекой Яшиной М.А. и директором Ключёвского СДК  Шумковой С.А.  со слов  жителей  села Ключи  Дураковой Галины Антоновны. Позже, это предание, было опубликовано в местной газете «Яик».

Формы жанровых направлений ОНН:

Устное народное творчество.

ОНН зарегистрирован: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,

Номер: ORN410

Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»

Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 31а.

Информация об ответственности относительно ОНН:

 

Лица, имеющие отношение к ОНН:

ФИО: Дуракова Галина Антоновна, жительница села Ключи Тюльганского района.

Тип ответственности: Носитель.

Место работы/ Адрес:

Местонахождение: Российская Федерация, Оренбургская область, Тюльганский район, село Ключи.

Место бытования:

Российская Федерация, Оренбургская область, Тюльганский район, село Ключи.

Сведения об объекте (полное описание):

Давно это было, я ещё маленькая была. Мне рассказывала моя бабушка. Жили в нашем краю разбойники, кто они такие не знаю: то ли это после пугачёвского восстания спрятались в горах, то ли сам Пугачёв со своими молодцами; откуда точно взялись никто не знает.

Только нашли они убежище в нашей Матвеевской пещере, расположились там.  Пещера была такой огромной, что поговаривали, будто въезжали туда на тройках свободно.

И был в этой пещере чёрный ход который выводил в село Сюрюк. Поэтому этих разбойников трудно было поймать. Поговаривали, что много скота пропало в то время, и что богатство они прячут.

А потом эти разбойники пропали также, как и появились. А убежища их осталось. Мальчишки, кто посмелее, лазили туда, искали зарытый клад.

Я тоже была в этой пещере, когда была ещё маленькой девочкой, мы с братом туда залазили. Видела скобы, вбитые в камень, оставшиеся от ворот которые закрывали пещеру. Проходила в глубь, там стояли дубовые столы, стулья, даже остатки самодельных деревянных ложек, мисок, палати на которых спали разбойники. Значит то, что мне рассказала бабушка было правдой? Потом мы старались не ходить в пещеру, боялись что обвалится. Постепенно она засыпалась, теперь уже не найдёшь что осталось от разбойников.

Исключительность/ценность:

Предание как жанр, связанный с «историческим» временем, архаизирует и мифологизирует не господствующую религиозную систему, как это делает легенда, а представления о мирской истории. В культурах, где предание противопоставлено письменным историческим жанрам, роль предания заключается в преобразовании цепи событий в набор мифопоэтически осмысленных сюжетов, наделении исторических персонажей фольклорно-мифологической значимостью.

Тип действия: Исследование.

Принадлежность:

Этнокультурная принадлежность: русская.

Ключевые слова:

Ключевые слова (осн.): Предание, пещера, разбойники, Оренбургская область.

Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:

Способы передачи традиций: Непосредственная коммуникация.

Сведения о объекте:

Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Длительность изготовления — Количество, объем: Один день.

[1] https://ru.wikipedia.org/wiki/ Предание

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Скачать

Казахское жилище во время зимних кочевий
Бакаевский баит

© 2017 - 2025 ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»

Телефон: +7 (3532) 77-07-55

Политика конфиденциальности

Email: onmc_cul@mail.ru

Яндекс.Метрика

Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с  политикой конфиденциальности


Согласен
Не согласен
Показать снова