25 сентября, 2025
Ключевское предание «Матвеевская пещера и разбойники»
Фото 1: Матвеевская пещера Тюльганского района. Фрагмент фотографии.
Предание — это жанр фольклорного несказочного и несакрального нарратива, разрабатывающий историческую тематику в её народной трактовке. Характеризуется установкой на достоверность и факультативным (в отличие от легенды) наличием элемента чудесного. Сюжеты преданий существуют в историческом времени и повествуют об исторических или квазиисторических персонажах.
В отличие от легенды, этот жанр никак не связан с циклическим временем[1].
Историческое предание Тюльганского района «Матвеевская пещера и разбойники» не только сохраняет отдельные события далёкого прошлого, но и формирует целостное представление об местной, региональной истории, наделяя исторических персонажей (не обязательно позитивного характера) фольклорно-мифологической значимостью.
Предание было записано в Тюльганском районе библиотекарем Ключевской библиотекой Яшиной М.А. и директором Ключёвского СДК Шумковой С.А. со слов жителей села Ключи Дураковой Галины Антоновны. Позже, это предание, было опубликовано в местной газете «Яик».
Формы жанровых направлений ОНН:
Устное народное творчество.
ОНН зарегистрирован: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,
Номер: ORN410
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 31а.
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН:
ФИО: Дуракова Галина Антоновна, жительница села Ключи Тюльганского района.
Тип ответственности: Носитель.
Место работы/ Адрес:
Местонахождение: Российская Федерация, Оренбургская область, Тюльганский район, село Ключи.
Место бытования:
Российская Федерация, Оренбургская область, Тюльганский район, село Ключи.
Сведения об объекте (полное описание):
Давно это было, я ещё маленькая была. Мне рассказывала моя бабушка. Жили в нашем краю разбойники, кто они такие не знаю: то ли это после пугачёвского восстания спрятались в горах, то ли сам Пугачёв со своими молодцами; откуда точно взялись никто не знает.
Только нашли они убежище в нашей Матвеевской пещере, расположились там. Пещера была такой огромной, что поговаривали, будто въезжали туда на тройках свободно.
И был в этой пещере чёрный ход который выводил в село Сюрюк. Поэтому этих разбойников трудно было поймать. Поговаривали, что много скота пропало в то время, и что богатство они прячут.
А потом эти разбойники пропали также, как и появились. А убежища их осталось. Мальчишки, кто посмелее, лазили туда, искали зарытый клад.
Я тоже была в этой пещере, когда была ещё маленькой девочкой, мы с братом туда залазили. Видела скобы, вбитые в камень, оставшиеся от ворот которые закрывали пещеру. Проходила в глубь, там стояли дубовые столы, стулья, даже остатки самодельных деревянных ложек, мисок, палати на которых спали разбойники. Значит то, что мне рассказала бабушка было правдой? Потом мы старались не ходить в пещеру, боялись что обвалится. Постепенно она засыпалась, теперь уже не найдёшь что осталось от разбойников.
Исключительность/ценность:
Предание как жанр, связанный с «историческим» временем, архаизирует и мифологизирует не господствующую религиозную систему, как это делает легенда, а представления о мирской истории. В культурах, где предание противопоставлено письменным историческим жанрам, роль предания заключается в преобразовании цепи событий в набор мифопоэтически осмысленных сюжетов, наделении исторических персонажей фольклорно-мифологической значимостью.
Тип действия: Исследование.
Принадлежность:
Этнокультурная принадлежность: русская.
Ключевые слова:
Ключевые слова (осн.): Предание, пещера, разбойники, Оренбургская область.
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиций: Непосредственная коммуникация.
Сведения о объекте:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Длительность изготовления — Количество, объем: Один день.
[1] https://ru.wikipedia.org/wiki/ Предание
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
