14 ноября, 2022
Технология изготовления Оренбургского пухового платка вошла в антологию народной культуры
На международном форуме «Народная культура в XXI веке. Традиции и инновации» в Санкт-Петербурге состоялась презентация проекта «Антология народной культуры». Профессиональному сообществу были представлены 100 объектов нематериального культурного наследия народов России.
Обряды и праздники, эпические сказания, ремёсла, промысловые, песенные и танцевальные традиции выбраны в регионах и прошли согласование федерального Экспертного совета по вопросам формирования Реестра объектов нематериального культурного наследия. В числе объектов – осетинский танец «Симд», эпические песни казаков-некрасовцев, алтайское горловое пение, Усть-Цилемская горка и другие.
Оренбургская область представлена технологией изготовления оренбургского пухового платка.
Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае примерно 250 лет назад, еще в ХVIII веке. Оренбургский регион, находясь на стыке культур, дал возможность промыслу вобрать в себя знания и умения разных народов.
Композиционно платок можно разделить на три части – середину, решетку и кайму. В середине обычно вывязывается большой ромб, центральная часть которого обычно насыщена узором. Между серединой и каймой вывязывают «решетку» — это орнаментальная полоса. Оригинальность и качество платка определяется по четырем элементам: ярко выраженные зубчики, кайма, обвязка или решетка, сложно вывязанный центр.
Вязальщицы, как правило, сами являются авторами рисунков, которыми украшается платок. Иногда они копируют для этой цели морозные узоры окон. Эта оригинальность рисунка составляет отличительную черту самобытности пуховязального мастерства.
Для справки: Форум «Народная культура в XXI веке: традиции и инновации» объединил специалистов и экспертов из 40 регионов России, а также Казахстана и Белоруссии. Он прошел в рамках Года культурного наследия народов России и направлен на формирование единого культурного пространства, распространение знаний о национальной культуре, привлечение внимания к проблемам нематериального культурного наследия как со стороны органов государственной власти, так и широкой общественности.