21 сентября, 2023
Ладямо – сватовство у мордвы Пономарёвского района
Свадьба — одно из наиболее важных событий в жизни мордовской семьи. Традиционные обряды (свадебные) должны были способствовать благополучному ходу, а также показать само событие односельчанам и родственникам. Свадебные обряды отмечаются большой сложностью и разнообразием.
Свадебный цикл начинается со сватовства (ладямо). Этап второй (чиявтомо), это окончательный этап сватовства. Третий этап (кудонь ваномо), знакомство с местом жительства жениха. Последним этапом считается (чинь путомо) — это предсвадебная обрядность.
Мы вам представляем фрагмент мордовского предсвадебного цикла сватовства (ладямо), записанный от Контанистовой Н.С. — старожила села Верхние Кузлы Пономаревского района.
Место бытования ОНН: Российская Федерация, Оренбургская область, Пономаревский район, село Верхние Кузлы.
Формы жанровых направлений ОНН: Празднично-обрядовая
ОНН зарегистрирован: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области».
Номер: ORN363
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН:
Контанистова Н.С. — старожил села Верхние Кузлы Пономаревского района.
Тип ответственности: Носитель.
Организации, имеющие отношение к ОНН:
Наименование: ГАУК «РЦРКОО».
Тип ответственности: Фиксация
Описание:
Остановив свой выбор на понравившейся девушке, жених говорит своим родителям, что хочет женится. Родители или одобряют выбор сына или сами подыскивают ему невесту. По старинному обычаю жених младше своей невесты, на пять — семь лет. Девушек долго не выдавали замуж, в доме нужны были рабочие руки, а парней женили рано, чтобы в дом взять лучшие рабочие руки, да и парень чтобы не разгулялся.
Сватали в один из «лёгких» дней, лёгкими днями считались вторник, четверг, воскресенье и чтобы дни были не постными, по церковному календарю постные дни понедельник, среда, пятница. Мать жениха советуется с кумой по поводу предстоящего сватовства. Подробно обсуждается семья невесты – достаток, характер и трудолюбие родственников и пр.
Сватать решают на второй день Троицы. Зовут куму ближе к вечеру и перед уходом на сватовство, начали молиться. Просить помощи в задуманном деле у бога (кудонь кирдине), у предков (покштят бабат). Во время моления кума или крёстная зажигает свечу, строго следит, чтобы входная дверь, труба ,устье печи, были закрыты (спрашивают у родни жениха, всё ли у них закрыто иначе нечистая сила поведает плохое о задуманном деле). По окончании молитвы, кладут хлеб, соль в корзину и отправляются в дом невесты. Прежде чем выйти, перед собравшимися кидают старый дырявый лапоть (карь) для удачных переговоров. Как мягок этот лапоть, так сердца родителей были мягкими, слабыми, чтобы переговоры были успешными и они нам выдали свою дочь замуж за нашего сына.
Сваты заходят в дом невесты, главная сваха должна попросить попить воды. Сначала она начинает свой разговор, не касаясь темы сватовства. (Сегодня погода хорошая, шла трава по пояс, будет хороший урожай и сенокос и пр.), а сама в это время, старается что-то украсть. Это не считалось дурным знаком, всё шло к тому, чтобы переговоры прошли удачно. Далее уже идут переговоры о женитьбе, родители невесты по обычаю начинают отказываться, набивая тем самым цену дочери.
После соглашения происходит обмен хлебом и солью. Этот хлеб и соль несли до дома, так как прошли переговоры удачно. Хозяйка и мать договариваются о дне сватовства. Сколько гостей придут сватать, какие подарки дарить будут со стороны невесты и жениха. Хозяйка провожает гостей до порога.
На второй день хлеб невесты съедается роднёй в доме жениха, а хлеб жениха, съедается в доме невесты. Хлеб при этом не режется, а разламывается. После этого невеста начинает у себя причитать, готовясь к свадьбе. А в доме невесты поют песни.
Сведения об особенностях ОНН:
Состояние бытования:
Сохранение наследия предков является наши дни актуальной проблемой и национальный обряд является в этом плане мощным связующим звеном между новой, живой культурой этносов и опытом предшествующих поколений.
Сведения об особенностях ООН:
Исключительность/ценность:
Форма бытования: аутентичная
Сведения о действиях над/с ОНН:
Тип действия: Сохранение
Условия действия: Мероприятия ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Исполнитель: сотрудники ГАУК «РЦРКОО»,
Место действия: Оренбургская область, Пономаревский район, село Верхние Кузлы.
Метод действия: Метод полевых исследований
Этнокультурная принадлежность: мордва
Ключевые слова:
Ключевые слова(осн.): мордовский, Оренбургская область, свадьба.
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиций:
Непосредственная коммуникация
Наименование количественной характеристики измерения ОНН:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Количество постановок— Количество, объем: Более 3