14 марта, 2012
Свадьба села Черноречье Оренбургского района Оренбургской области
Описание:
В с.Черноречье свадьбы в основном играли на Красную горку, после Рождество, осенью или зимой. Летом свадьбы играли редко. Днём в дом невесты приходили свахи и договаривались с родителями о сватовстве их дочери.. Если договорились, то вечером приходили жених, родители и родственники. Заходили с прибаутками, спрашивали жениха: «Берет ли он девушку за себя» жених отвечал. Также спрашивали невесту: «Идет ли она» невеста отвечала. Тогда всю женихову родню сажали за стол и начинался запой – «платок сыграли». То есть невеста дарила жениху красивый платок.
Потом шли к жениху смотреть печурки, это небольшие выемки в русских печках. Садились за стол и договаривались, когда играть свадьбу.
За день до свадьбы невеста собирала своих подруг. Они носили воду из речки в баню и топили её пожарче. Подружки ходили к жениху за веником, а по дороге пели песню «Черная ягодка». В гостях у жениха подружек сажали за стол, угощали и выносили веник наряженный мослами и тряпками. Девчата отмахивались от такого подарка и просили взамен другой. Потом выносили веник наряженный разноцветными атласными лентами. И всех подруг одаривали мылом, духами, если, была сестра невесты ей особый подарок дарили, а невесте передавали дорогостоящее мыло и духи.
После бани невесте плели косу и вплетали атласные ленты, которыми был украшен подарок жениха — банный веник. И пели песню «Затрубили трубоньки». Невеста плакала о своей судьбе и причитала: «посмотри родная матушка, да на мою буйную головушку» и для батюшке, и для подруг.
Вечером жених с дружкой и полдружкой приходили в невестин дом за перчатками. Когда они заходили в дом, подруги шутили над ними. Выходила наряженная подружка подавала жениху варежки худые на сковороде и обнимала его. Жених её отталкивал. После этого выводили невесту и она преподносила перчатки на тарелочке. Дорогих гостей провожали домой и договаривались, когда придут утром проведать невесту.
Утром приходили дружка с полдружкой проведать невесту жива ли, здорова ли. А подруги опять шутили, самая смелая изображала невесту, ложилась на скамейку в передний угол, а девчата над ней рыдали, приговаривали. Гости передавали настоящей невесте вуаль и цветы — украшение на голову. И говорили когда приедут за невестой.
Подруги готовили праздничный стол, на котором были сладкие пироги и другая сдоба. И напевали песню «Матушка». Потом начинали одевать невесту и пели песню «Сборы». Невеста со всеми подругами и родными прощалась и причитала: «проводи меня матушка во путь дороженьку» и для батюшке, и для подруг. После этого родители невесту благословляли и сажали за стол. Родные братья садились рядом с невестой, брали в руки скалку, украшенную лентой и продавали «косу» своей сестры. Приезжали выкупать невесту сваха, дружка, полдружка заходили в дом, а жених на дворе с друзьями оставался.
Родственники невесты начинали торговаться, кричали «у нашей сестрицы дорога коса давайте золотую полтину», а еще «у стола четыре угла клади на каждый угол». Выкуп проходил долго, спорили, шутили. Дружка клал на стул, около невесты кнут и приглашал жениха. Жених садился рядом с невестой, гостей угощали сладостями, а подруги поли дразнилки жениху, дружке, свахе и так далее. И собирали деньги, приговаривая «вам на потешки, а нам на орешки», забирали сладкий пирог со стола и выходили во двор и продолжали петь дразнилки.
«На дворе – то не мороз ли, а жених то не замерз.
На дворе-то ветер злится, а жених то не молился.»
Дружка приглашал отца и мать и просил у них: «батюшка, матушка благословите чадо милое во путь, дороженку.»
Родители стелили тулуп под ноги молодым и благословляли то жениха, то невесту. Провожали в церковь.
После венчания гуляли в доме жениха, а на второй день в доме у невесты. перед тем как зайти в дом шутили, играли, наряжались.
За столом в доме у невесты, жених благодарил отца и мать за воспитание дочери и разбивал тарелку с блинами.
Гуляли свадьбы по несколько дней. После гулянья развозили дружку и полдружку на санках зимой, а летом на тележке. А оставшиеся гости тушили костер, который устраивали в воротах у дома жениха. Где начинали гулять там и заканчивали — тушили.
Место бытования ООН:
Российская Федерация, Оренбургской области, Оренбургского района, с.Черноречье
Форма жанровых направлений ООН:
Празднично – обрядовая культура – Обряды
Исполнительские искусства – Песенное искусство – Фольклор
ООН зарегистрирован: ГБУК «ОМЦНТ»,
Номер:ORN001
Полное наименование: ГБУК «Оренбургский методический центр народного творчества».
Адрес: г. Оренбург, ул. Пролетарская, 24
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение
Ф.И.О. Чеканина Татьяна Павловна 1929г.р., Кропотина Анна Михайловна 1938г.р., Гонышева Нина Александровна 1937г.р., Макушина Нина Павловна 1944г.р.
Тип ответственности: Носитель
Место работы/ Адрес: с.Черноречье
Ф.И.О. Бочкарева Татьяна Алексеевна
Тип ответственности: исследователь
Место работы/Адрес: Центр культурно – досуговой. спортивной деятельности и библиотечного обслуживания «Вдохновение» муниципального образования Чернореченский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области.
Организации, имеющие отношение:
Наименование: Центр культуры и досуга Оренбургского района
Тип ответственности:
Место нахождение: г.Оренбург ул.Пролетарская 261
Описание:
Свадьба с. Черноречье представляет собой устойчивую традицию, свойственную для коренного славянского населения Оренбургского края. Основные действа чётко регламентированы и имеют соответствия в русской и казачьей культуре области. Определённую специфику придаёт её взаимосвязь с традицией песенных импровизаций.
Сведения об особенностях ОНН:
Форма бытования: Первоначальная – аутентичная
Исключительность\Ценность: Свадебный обряд несёт в себе значительный элемент традиционной народной культуры и является достоянием мирового культурного наследия.
Сведения о действиях над\с ОНН:
Тип действия: Сохранение.
Наименование действия: Собирательская и исследовательская деятельность.
Принадлежность:
Этнокультурная принадлежность: Русская
Ключевые слова:
Ключевые слова: Казачья свадьба, с.Черноречье, Чернореченская свадьба
Техника исполнения ОНН:
Техника исполнения
Наименования: Исполнение свадебных песен
Краткое описание:
Предметы, связанные:
Костюм
Наименование: Свадебный наряд невесты
Роль предмета: Отражение статуса невесты
Особенности предмета: свадебный наряд невесты состоит из льняной кофты и юбки, украшенный лентами и кружевами. На голове невесты заплетали косы лентами в круговую, накрывали платком.
Костюм:
Наименование: Костюм молодой жены первого свадебного дня
Роль предмета: Отражение статуса молодой жены
Особенности предмета: В костюм входит кофта, юбка, впервые одеваемая в ходе обряда одевания
Ссылка на полное описание
Описательное сведения:
Аннотация:
Свадьба с. Черноречье представляет собой устойчивую традицию, свойственную для коренного славянского населения Оренбургского края. Основные действа чётко регламентированы и имеют соответствия в русской и казачьей культуре области. Определённую специфику придаёт её взаимосвязь с традицией песенных импровизаций.
Ссылка на полное описание
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Средства выражения традиций: Обрядовые действия, песни, наряжания, тушение свадьбы и другие элементы свадьбы жителей села Черноречья
Формы фиксации:
Сведения о бытовании ОНН:
Российская Федерация. Оренбургская область. Оренбургский район с.Черноречье.
Наименование количественной характеристики измерения ОНН
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Длительность празднования свадьбы
Количество, объем: 3-5 дней