3 сентября, 2013
Обряд « Беташар»
Описание: Ничто не связывает нас так тесно с нашими предками, как почитание обычаев и традиций. Эта связующая нить прошлого, настоящего и будущего и есть та грань между нами и предками.
Хочется отдать дань уважения казахскому народу за его уважение к традициям своих дедов. Они до сих пор чтят законы и воспитывают дух религии с детства. Считается, что чем набожнее вырастет ребёнок, тем благосклоннее к родителем будет судьба. Поэтому парни и девушки уже знают . каким традициям следует придерживаться. Они знают, как проходят обряды сватовства, свадьбы. Самым красивым обрядом считается «Беташар». Это вход невесты-«Келен» в дом будущего мужа.
Формы жанровых направлений ОНН: Празднично — обрядовая культура
ОНН зарегистрирован: ГБУК «ОМЦНТ», Номер: ORN040
Полное наименование: Областной методический центр народного творчества
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Наименование ОНН: Казахский свадебный обряд «Бедашар» невесты, т.е. дословно «открыть лицо невесты».
Место бытования ОНН: Российская Федерация,Оренбургская область,Гайский район, Село Саверовка
Формы жанровых направлений ОНН:
Празднично-обрядовая культура – Обряды
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН:
ФИО: Нурмаханова Сания 1961 г.р.
Тип ответственности: Хранитель
Место работы: рабочая , Руководитель казахской вокальной группой «Актолкын»
ФИО: Ермагамбетова Лаура
Тип ответственности: Хранитель
Учащаяся Саверовской школы 9 кл.
ФИО: Баленко Галина Петровна 1964 г.р.
Тип ответственности: Исследователь
Место работы: МБУК «МЦКС», Саверовский КД, заведующая
Организации, имеющие отношение к ОНН:
ФИО: Максютова Нина Александровна, зав. РМЦ
Местонахождение: г. Гай, Гайский район, МБУК «МЦКС» ул.Ленина д.4
Описание: Свадебные обряды.
Самым красивым обрядом считается «Беташар». Это вход невесты-«Келен» в дом будущего мужа. Невесту одевают ещё в родительском доме. На ней обязательно должно быть белое платье с закрытым горлом и руками. На голове фата, поверх которой прозрачная белая вуаль. А затем непрозрачное покрывало.
Перед уходом из родительского дома, невесту благословляет мать, она тоже очень переживает за свою дочь. Ведь молодой жене нельзя будет появляться в доме родителей раньше, чем через год. Считается, что к этому времени она привыкнет к новому дому.
И вот кортеж с невестой подъезжает к дому жениха, выходит девушка. Под руки её берут молодые невестки со стороны жениха-«Женгелер». Они ведут девушку к гостям, где их встречает акын, который и будет проводить обряд «Беташар». Хороший акын имеется не в любом селении и поэтому часто его приглашают издалека. По этому поводу, родители советуются с родственниками. Но в основном о хорошем акыне все знают , где он живёт и приглашают заранее. Он обязательно должен знать правила «Беташара», уметь петь и играть на домбре. Иногда обряд проводит женщина, но в основном – это мужчина.
Зазвучали первые аккорды домбры, и вот по залу разнёсся голос акына. Он поёт о том, как прекрасна невеста, как стройна и воспитана. Как мудр и умён её будущий супруг, как справедливы родители жениха. Дальше поётся о том, что невеста обязана почитать родителей жениха, быть для них дочерью, уважать старших и быть примерной женой и достойной матерью. Постепенно мудрый акын знакомит молодую невестку с гостями и многочисленными родственниками жениха Невеста обязательно стоит на овечей шкуре, что символизирует благополучие. К её верхней накидке привязан кнут. После каждого представления мальчик, держащий кнут проводит небольшой взмах, невеста делает преклонение-«Салем Беру». Преклонение тоже проходит по правилам. Девушка выставляет правую ногу вперёд и припадает на левую. Всему этому её научили заранее. Во время пения на полу стоит сосуд и все гости кидают в него деньги, считается, что это принесёт счастье и достаток. Акын иногда поёт шуточные поздравления, тогда гости радуются и смеются, всё-таки это свадьба и на ней должно быть весело!
После песенного поздравления, мальчик красивым движением снимает верхнее покрывало с головы невесты и она остаётся под прозрачной вуалью. Все гости, когда желают посмотреть лицо невесты должны положить подарок, тогда могут приподнять вуаль и посмотреть. Девушке не положено смотреть гостям прямо в глаза-это неучтиво, она скромно смотрит в низ. Когда любопытство гостей удовлетворено, подходит свекровь, аккуратно снимает вуаль. Затем повязывает голову невесты платком, целует и обнимает её. Считается, что девушку приняли в дом.
Акын пропевает слова благодарности и невесту осыпают сладостями, лепестками роз, хмеля и монетами. Затем почтенная женщина произносит «Шашу», это своего рода объявление свадьбы и из большой вазы раскидывает для гостей сладости.
Той – той тойлаык
Тойдын шашуын
Шашайык!!!
_______________________
Начался праздник
Давайте петь и плясать.
Праздничные гостинцы
Раздавать!!!
Дети собирают их, радуясь и считая у кого больше!
Вновь выходит акын и поёт ритуальную свадебную песню «Жар-Жар», где поздравляет молодых, соединяет их руки и ведёт к свадебному дастархану.
Обряд «Беташар» состоялся, продолжается праздник-Жигиттер Тойы!
И как у всех народов, звучат слова поздравления и пожелания молодым счастья, семейного благополучия и побольше детей! И конечно традиционное
ГОРЬКО! ГОРЬКО! ГОРЬКО!
Принадлежность:
Этнокультурная принадлежность: Казахская
Ключевые слова(осн.); Беташар, с Саверовка.
Сведения об особенностях распространения и использования ООН:
Способы передачи традиций:
Непосредственная коммуникация
Наименование количественной характеристики измерения ООН:
Количество , объем: 24