12 апреля, 2014
Обряды народов оренбургской области казачьи посиденки
Описание:
Посиделки (оренб. казач. посиденки) созывались часто для женских коллективных работ (толока, помочь) и являлись видом соседской взаимопомощи, например, для осенней заготовки продуктов, прядения, щипания пера для перин и подушек, иногда накануне свадьбы для завершения приданого невесты.
Как правило, на любые виды посиделки приглашались неженатые парни, и работы заканчивались угощением, пением песен и танцами. Посиделки чётко разграничивались по характеру занятий и делились на рабочие (прядимые, супрядки) и «с гуляньем» (игримые, игрища, беседы).
Место бытования ОНН:
Российская Федерация, Оренбургская область.
Формы жанровых направлений ОНН:
Празднично-обрядовая культура
ОНН зарегистрирован:
ОНН ЗАРЕГИСТРИРОВАН: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,
Номер: ORN069
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН:
Фольклорный ансамбль казачьей песни «БЛАГОДАТЬ»
Григорьевский СДК Соль-Илецкий район Оренбургской области
Тип ответственности: Исследователи
Организации, имеющие отношение к ОНН:
Наименование: ГАУК «РЦРКОО»,
Тип ответственности: Фиксация
Описание:
Действующие лица:
Мать
Бабка
Дочь
Сын
1-я казачка
2-я казачка
3-я казачка
Мать: Оксана, доча, подмети в горнице. Бабы нонче придти должны на
посиденки. Посидим, покалякам, песни попоём между делом…
Дочь: Хорошо.
Бабка: Вот, все бы вам песни распевать…
Мать (поет): Все бы нам попеть,
Все бы поплясать ,
Мужа дома нет –
Некому ругать.
Разве мы тольки поем? Кто прядет, кто вяжет, кто
вышиват… Че керосин зазря жечь? Соберемся в одном
дому и – айда, работай да песней себе помогай.
Бабка: Да эт я так… Али не знаю, что не от скуки вы собираетесь.
Вместе и работа быстрее спорится.
Входят две женщины.
1 казачка: Здравствуй, Мария.
2 казачка: Здравствуй, тетка Пелагея.
Мать: Заходите, соседушки, заходите. Чаво ж так долго?
1 казачка: Да пока повечеряли, ребятёшек по кроватям рассовали…
Мать: А Наталья-то где?
2 казачка: Задерживатся, должно.
Мать: Проходите соседушки, усаживайтесь.
Все садятся, достают вязанье, вышивание, занимаются рукоделием.
Дочь: Мам, ой здрасте, мам, а можно мы завтра за ягодами пойдем с
девчатами?
Мать: Какие щас ягоды?!
Дочь: Давеча девчата ходили, полное лукошко земляники собрали.
Мать: Хорошо идите, только Акимку с Федором с собой возьмите. А то ешо киргизцы уташат за Илек. Уж больно они охочи до наших девок.
1 казачка: Не киргизцы уташат, так лешему приглянется ешо.
2 казачка: Перестань, Анисья, страсти-то говорить.
Бабка: А-то как же, у нас так: пятеро косют, шестой за ими ружьи носит.
Дочь: Ладно, пойду возле плетня постою.
Входит казачка.
3 казачка: Здорово, бабы.
1 казачка: Долгонько ты нынче сбиралась.
3 казачка: Ой, бабы, тритёвня мой Иван мне с ярманки ситцу привез. Села я нонче юбки исподни шить – увлеклась маненько. Вот кружевами теперича оторочу, вышивку ярку сделаю.
2 казачка: А верхня-то юбка у тебя есть?
3 казачка: А верхня юбка у меня еще красивше будет! Широченна в
пять полос.
1 казачка: А мне мой разлюбезнай, в троицын день бусики голубы подарил. Оне к моей синей кофточке так личат!
Бабка: Чаво ж ты их не надела?
1 казачка: На праздник надену.
Мать: Оксана, доча, а куда Акимка запропостился?
Дочь: Коней на реку повел, щас должон прийти. А вот и он.
Входит Акимка.
Акимка: О, да у нас кудельны посиделки. Здрасте всем.
Бабка: Ну чаво там, на реке то?
Акимка: На реке нонче прохладно, небо нахмурило, видать дождь
надвигатся.
1 казачка: Дождю бы идти не след, у меня клушка с полным выводком на
дворе, да и кизяки ешо не просохли.
3 казачка: Да каки вам кизяки! Там за ими-то че было! Наташка с Васюркой
всю ночь миловались…
2 казачка: Ну, и заразка Наташка! Энта свово не упустит. Видно, свадьбу в
станице скоро играть будем…
1 казачка: Ну, свадьба – не свадьба – энто ешо по воде вилами писано. А
вот у Егорыча старшу девку засватали. На Красну Горку свадьбу
наладили.
3 казачка: Да пора уж, девке 20 годков сполнилось.
Бабка: Завсегда так — бабы каются, девки собираются.
2 казачка: Не возгудай, бабка Пелагея. Че хорошева-то — в девках остаться?
Вон у моей золовки в 20 уж трое ребятёшков бегало.
1 казачка: Пелагея Титовна, а сама-то во сколь замуж выскочила, забыла?
Бабка: Выскочила, скажете тоже! У меня спрашивали, что ли? Родители
наши сговорились, по рукам ударили. Скорехонько свадьбу
сыграли. Сундук с приданным – на телегу, меня – на сундук.. Вот я
и мужняя жана.
1 казачка: Ну, бабка Пелагея, гутаришь – будто сказку рассказывашь.
Мать: Ну все, хватит гутарить, давайте песню споем.
2 казачка: Наталка, запевай.
ПЕСНЯ (На заре-то, на зореньке)
3 казачка: Акимка, а тебе сколь годов – то?
Акимка: Да уж 15.
3 казачка: Да… уж большой!
2 казачка: Вот и казачата наши подрастают. Моему старшому вот в энтом
году 21 исполняется, на царску службу скорёхонько
мобилизуют.
Бабка: А справу-то ему собрали?
2 казачка: Собрали. Две шинельки хорошего сукна, бельё исподне, сапоги,
остальное по мелочи.
Бабка: Да, казака на службу собрать – всю скотину со двора продать.
Акимка: Тетка Наталья, а коня-то строевого приобрели?
2 казачка: Да нет ешо…, вот сам с пикету вернется, в Оренбург на ярмонку
поедем.
1 казачка: Да, казаку коня купить, что новую жизнь начать.
Акимка: Без коня казак кругом сирота.
3 казачка: Я вчерась Верушку Сопожникову видала.
Бабка: Чаво говорит?
3 казачка: Она от сына весточку получила.
1 казачка: Чаво пишет-то?
3 казачка: Ну чё-чё.., жив-здоров.
2 казачка: Ну и слава Богу.
1 казачка: А в прошлом-то годе помните, сына Василия Бражникова
ордынцы зарубили, шашку его в тряпку завернутую, сиротой,
в родную станицу привезли.
3 казачка: Да, было дело, было…
Акимка: Да, не мало нашего брата-казака полегло во степи на ковыль
траве.
1 казачка: Любили вы братцы землю нашу, служили ей верой и правдой.
Мать: Лежите спокойно, где казак, там и земля казачья.
Сведения об особенностях ОНН:
Состояние бытования:
Сохранение наследия предков является наши дни актуальной проблемой и национальные обычаи является в этом плане мощным связующим звеном между новой, живой культурой этносов и опытом предшествующих поколений.
Форма бытования: Аутентичная
Исключительность/Ценность:
Сведения о действиях над/с ОНН:
Тип действия: Сохранение
Наименование действия: Собирательская и исследовательская деятельность
Проводится: Ежегодно
Условия действия: Мероприятия ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Исполнитель:сотрудники ГБУК «ОМЦНТ», Место действия: Оренбургская область, Метод действия: Метод полевых исследований
Принадлежность:
Этнокультурная принадлежность: Казаки, посиделки
Ключевые слова:
Ключевые слова(осн.): Национальный, Оренбургская область,
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиций:
Непосредственная коммуникация
Наименование количественной характеристики измерения ОНН:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Количество постановок— Количество,объем: Более 5